2025-2026_35_04_09_24_Ла_plx_Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.04.09_24_Ла.plx

35.04.09 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.п.н., профессор , Ковешников А.И.
 
Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)
 
35.04.09 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Ознакомление с теоретическими и практическими вопросами функционально-пространственной организации среды жизнедеятельности человека под открытым небом, изучение основных принципов архитектурно-ландшафтной композиции, знакомство с архитектурной типологией ландшафтов межселенных территорий и водно-зелёных систем города, выявление роли ландшафтных объектов в формировании городской среды, ознакомление с наиболее актуальными проблемами современной ландшафтной архитектуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Прогнозирование устойчивости проектируемых пространств
2.1.2
Проектирование городской среды
2.1.3
Экологическое проектирование в урбанизированной среде
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ландшафтное планирование
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;
 
ОПК-1.1: знает современные проблемы науки и производства
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с организацией профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
ОПК-1.3: владеет методами решения сложных задач в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
ОПК-3: Способен разрабатывать и реализовывать новые эффективные технологии в профессиональной деятельности;
 
ОПК-3.1: знает возможности и преимущества современных материалов и технологий
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: умеет реализовывать новые эффективные технологии
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: владеет методами оценки и способами повышения эффективности технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
ОПК-4: Способен проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;
 
ОПК-4.1: знает методы научных исследований, способы научного анализа
 
 
 
 
 
ОПК-4.2: умеет критически оценивать результаты исследования
 
 
 
 
 
ОПК-4.3: навыками составления отчетов по результатам работ
 
 
 
 
 
 
ПК-1: Готов осуществлять руководство и управлять комплексом работ по ландшафтному проектированию
 
ПК-1.1: знает: требования, предъявляемые к различным типам объектов благоустройства и ландшафтной архитектуры; виды и методы проведения предпроектных исследований; средства и методы ландшафтно- архитектурного проектирования; правила создания и содержания растений
 
 
 
 
 
ПК-1.2: умеет: определять цели и задачи проекта, стратегию его реализации; обосновывать ландшафтно- архитектурный концептуальный проект; использовать средства автоматизации ландшафтно- архитектурного проектирования
 
 
 
 
 
ПК-1.3: владеет: средствами и методами формирования и преобразования открытого пространства, естественной и искусственной предметно- пространственной среды при проектировании ландшафтно-архитектурных объектов; методами технико- экономической оценки проектных решений; методами и средствами профессиональной, бизнес- и персональной коммуникации
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
16
26
16
Лабораторно-практические занятия
28
28
Контактная работа Контроль
0,2
0,35
0,2
0,35
Итого ауд.
54
72
54
72
Кoнтактная рабoта
54,2
72,35
54,2
72,35
Сам. работа
198
180
198
180
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
288
288,15
288
288,15
 
Общая трудоемкость
8 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
288
экзамены 3
в том числе:
аудиторные занятия
54
самостоятельная работа
198
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Общие понятия о ландшафтной организации городов и посёлков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
1.2
Документация. Нормы проектирования объектов ландшафтной архитектуры. Категории объектов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.3
Теоретические принципы озеленения городов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.4
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

90
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
 
Раздел 2. Модуль 2

 
2.1
Городские парки. Многопрофильные и специализированные парки. Общая характеристика. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.2
Архитектурно-планировочная структура объектов городской архитектуры.

Архитектурно-планировочная структура территории сквера.

Архитектурно-планировочная структура территории ДДУ (детское дошкольное учреждение).

Архитектурно-планировочная структура территории школы.

Функциональное зонирование территории жилого двора.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

32
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
4
 
стр. 6
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
2.3
Общественные центры городов. Особенности ландшафтной архитектуры. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.4
Этапы составления ситуационного плана

Озеленение улиц. Анализ общей планировочной ситуации

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

16
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.5
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

90
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.6
/КА/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0,35
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Афонина, М. И.

Основы городского озеленения: учебное пособие
Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 7
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кононович, Ю. В., Маршалкович, А. С., Шубина, Е. В., Щербина, Е. В., Кононович, Ю. В.

Экология городской среды: учебное пособие
Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2005
 
Л2.2
Котенко, И. А.

Основные этапы планировки городских территорий: учебное пособие
Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

Вестник аграрной науки: периодическое издание
Орловский ГАУ, 2022
 
Л3.2

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ: периодическое издание
, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Министерство сельского хозяйства [Электронный ресурс]:URL:https://mcx.gov.ru/(дата обращения 22.06.2022)
 
Э2
Минестерство науки и высшего образования  [Электронный ресурс]:URL:https://minobrnauki.gov.ru/(дата обращения 22.06.2022)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.5
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-217
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Пр
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

 
стр. 8
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практическиезанятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос).Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и др.В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

 
стр. 9
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме, выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.