2025-2026_35_04_09_24_Ла_plx_Экологическое проектирование в урбанизированной среде_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологическое проектирование в урбанизированной среде
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.04.09_24_Ла.plx

35.04.09 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат биологических наук, доцент, Силаева Ж.Г.
 
Экологическое проектирование в урбанизированной среде
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)
 
35.04.09 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины - дать теоретические и практические знания в области экологического планирования городской среды и улучшения качества жизни человека на урбанизированной территории. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обучающийся должен обладать знаниями, умениями и навыками в области экологии, рационального природопользования.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Прогнозирование устойчивости проектируемых пространств
2.2.2
Проектирование городской среды
2.2.3
Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Знает:- методы системного и критического анализа на основе компьютерных информационных технологий; - методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации
 
 
 
 
 
УК-1.2: Умеет: - применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций; - разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации.
 
 
 
 
 
УК-1.3: Владеет: - методологией системного и критического анализа проблемных ситуаций; - методиками постановки цели, определения способов ее достижения, разработки стратегий действий
 
 
 
 
 
 
ПК-3: Способен применять требования законодательства РФ, регулирующие вопросы проектирования разных типов объектов благоустройства и ландшафтной архитектуры
 
ПК-3.1: знает основные законодательные акты и правовую основу проектирования объектов благоустройства и ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-3.2: умеет применять требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих процессы управления проектами в проектно- строительной отрасли
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
28
28
28
28
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36,35
36,35
36,35
36,35
Сам. работа
72
72
72
72
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
144
144
144
144
 
Общая трудоемкость
4 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
144
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
36
самостоятельная работа
72
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1.

 
1.1
Понятие об экологическом проектировании.

Методологические положения и принципы экологического проектирования

/Лек/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
1.2
Методологические положения и принципы экологического проектирования /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
стр. 5
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
1.3
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
1.4
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

(презентация)

/Пр/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
1.5
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
 
Раздел 2. Модуль 2.

 
2.1
Взаимодействия природной среды и города. Урболандшафты

(презентация)

/Лек/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
2.2
Эколого-географическое обоснование размещения. Потенциальная устойчивость природных комплексов /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
2.3
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
 
Раздел 3. Модуль 3.

 
3.1
Экологическое проектирование  урбанизированных территорий

(презентация)

/Лек/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
3.2
Экологическое проектирование в урбанизированной среде

(презентация)

/Пр/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
3.3
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
 
стр. 6
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Раздел 4. Модуль 4.

 
4.1
Современные технологии городского озеленения как средство экологической компенсации

(презентация)

/Пр/

Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
4.2
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
4.3
/КА/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.7 Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2 Л3.1

Э1 Э2

0,35
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сытник Н. А.

Экологическое проектирование и экспертиза: учебник для студентов направления подготовки 05.04.06 экология и природопользование очной и заочной форм обучения
Керчь: КГМТУ, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

Архитектура, Строительство, Дизайн: периодическое издание
, 2019
 
Л2.2

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.3
Арзамасцев, С. А., Дорошенко, А. А.

Экология мегаполиса и ландшафтный дизайн
 
Л2.4
Шишкина Г.

Ландшафтный дизайн на рубеже тысячелетий
 
Л2.5
Максименко А. П., Максимцов Д. В.

Ландшафтный дизайн
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
Л2.6
Шутка, А. В., Гурьева, Е. И.

Градостроительное проектирование ландшафтов. Основы проектирования ландшафтов: учебное пособие
Воронеж: Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020
 
стр. 7
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.7
Горохов, В. А.

Зеленая природа города: учеб. пособие
М.: Архитектура-С, 2005
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Дончева, А. В.

Экологическое проектирование и экспертиза. Практика: учеб. пособие
М.: Аспект Пресс, 2005
 
Л3.2
Золотарева, Е. В., Дубовицкая, О. Ю.

Экологическое проектирование ландшафтной среды городов: учеб. пособие для самостоятельной работы бакалавров и магистров направления подготовки "Ландшафтная архитектура"
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
studme.org. [Электронный ресурс]: Охрана ландшафтов. Особо охраняемые природные территории. Иванов Е.С.  studme.org.  2020.  URL: https://studme.org/357286/ekologiya/ohrana_landshaftov_osobo_ohranyaemye_prirodnye_territorii.(дата обращения: 10.02.2022) 
 
Э2
tehlit.ru.[Электронный ресурс]: Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. ГОСТ 17.8.1.01-86. URL: http://www.tehlit.ru/1lib_norma_doc/4/4735/ (дата обращения: 10.02.2022)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.3
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.4
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Пр
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 8
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме, выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована 

 
стр. 9
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.