2025-2026_35_04_09_24_Ла_plx_Экология древесных растений_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология древесных растений
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.04.09_24_Ла.plx

35.04.09 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат биологических наук, доцент, Силаева Ж.Г.
 
Экология древесных растений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)
 
35.04.09 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель курса:  выявление особенностей проектирования древесных насаждений на объектах ландшафтной архитектуры, с учетом их экологических свойств, для создания комфортной городской среды.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Декоративное растениеводство и питомниководство
2.1.2
Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств
2.2.2
Рациональное использование ландшафтов
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-4: Готов к разработке мероприятий по ландшафтно-архитектурному формированию среды населённых мест и межселенных территорий
 
ПК-4.1: знает методы планирования при управлении проектом ландшафтного строительства
 
 
 
 
 
ПК-4.2: умеет осуществлять анализ содержания проектных задач, выбирать методы и средства их решения при разработке проекта объекта благоустройства
 
 
 
 
 
ПК-4.3: владеет методами оценки эффективности реализации проекта объекта благоустройства и ландшафтного строительства, а также соответствия результатов проектирования требованиям заказчика и установленным нормативным актам
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
6
16
6
Лабораторно-практические занятия
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
32
28
32
28
Кoнтактная рабoта
32,1
28,25
32,1
28,25
Сам. работа
75,9
79,75
75,9
79,75
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
75,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1.

 
1.1
Жизненные формы древесных растений.  Фенология. Онтогенез (лекция-презентация) /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
1.2
Особенности наступления фенологических фаз у древесных растений в условиях города.  (презентация) /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
1.3
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

24
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
 
Раздел 2. Модуль 2.

 
2.1
Экологические факторы и экологические группы растений. (лекция-презентация) /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
2.2
Абиотические факторы среды. Основные группы растений по отношению к абиотическим факторам  /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
2.3
Принципы сочетания декоративных древесно-кустарниковых растений при озеленении территорий,  различных экологических условий. (презентация)  /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
2.4
Аллелопатия и проектирование древесных насаждений. (презентация) /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
2.5
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

30
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
 
Раздел 3. Модуль 3.

 
стр. 5
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
3.1
Оценка экологического состояния древесных насаждений в урбанизированной  среде  /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
3.2
Оценка экологического состояния древесных насаждений в урбанизированной  среде.   /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
3.3
/Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

25,75
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
3.4
/КЗ/
Л1.1Л2.5 Л2.4 Л2.3 Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

0,25
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Абаимов, В. Ф.

Дендрология с основами лесной геоботаники и дендроиндикации [электронный ресурс]: учеб. пособие
Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.2

САДОВОДСТВО И ВИНОГРАДАРСТВО: периодическое издание
, 2021
 
Л2.3
Громадин, А. В., Матюхин, Д. Л.

Дендрология: учебник
М.: Академия, 2012
 
Л2.4
Громадин, А. В., Матюхин, Д. Л.

Дендрология: учебник
М.: Академия, 2009
 
Л2.5
Громадин А. В., Матюхин Д. Л.

Дендрология: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Силаева, Ж. Г., Ковешников, А. И.

Эколого-биологические особенности декоративных деревьев и кустарников [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура».
Орел: Картуш, 2017
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
стр. 6
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Э1
elar.usfeu.ru [Электронный ресурс]: Введение в дендрологию : учеб. пособие А.П. Петров.  Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2019. URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/ 123456789/9601/1/Petrov_19.pdf (дата обращения:08.02.2024)
 
Э2
elibrary.udsu.ru [Электронный ресурс]: Эколого-биологические особенности древесных растений в урбанизированной среде: многорафия. Бухарина И.Л.,Поварницина Л.М., Ведерников К.Е..Ижевск, Ижевская ГСХА, 2007. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6336/2010153.pdf?sequence=1 (дата обращения: 08.02.2024).
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Пр
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

 
стр. 7
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме, выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
стр. 8
УП: 35.04.09_24_Ла.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.