МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Экономики и менеджмента в АПК
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
v08.03.01_25_УН.plx
08.03.01 Строительство
Экспертиза и управление недвижимостью
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
к.э.н., доцент, Буяров Александр Викторович
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
Протокол от 20.02.2025 г. № 11
Зав. кафедрой Ловчикова Елена Ионовна
Экономики и менеджмента в АПК
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью дисциплины «Экономика» является освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для изучения дисциплины «Экономика» обучающиеся должны владеть базовыми знаниями, полученными при изучении таких дисциплин как:
Основы управления персоналом
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения дисциплин:
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1: Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
УК-2.2: Выбирает оптимальный способ решения задач
УК-2.3: Учитывает действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
ОПК-6: Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
ОПК-6.1: Выбор исходных данных, типовых объёмно-планировочных и конструктивных проектных решений, состава и последовательности выполнения работ по проектированию здания (сооружения), технологического оборудования, инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
ОПК-6.2: Выполнение расчетно-графической части проектной документации здания, инженерных систем, в т.ч. с использованием средств автоматизированного проектирования,
ОПК-6.3: Определение стоимости строительно-монтажных работ на профильном объекте профессиональной деятельности, оценка основных технико-экономических показателей проектных решений профильного объекта профессиональной деятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Модуль 1 Основы ЭТ. Микроэкономика
Экономика как наука. Основные категории и понятия /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экономика как наука. Основные категории и понятия /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экономика как наука. Основные категории и понятия /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экономические системы. Роль государства в экономике. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экономические системы. Роль государства в экономике. /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экономические системы. Роль государства в экономике. /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Спрос и предложения. Рыночное равновесие /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Спрос и предложения. Рыночное равновесие /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Спрос и предложения. Рыночное равновесие /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория потребительского поведения /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория потребительского поведения /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория потребительского поведения /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория производства. Предприятие и предпринимательство /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория производства. Предприятие и предпринимательство /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теория производства. Предприятие и предпринимательство /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Основы теории издержек и прибыль. Типы организации рынков /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Основы теории издержек и прибыль. Типы организации рынков. Рынки факторов производства. /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Раздел 2. Модуль 2 Макроэкономика
Введение в макроэкономику. СНС и макроэкономические показатели /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Совокупные спрос и предложение. МодельAD-AS /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Функции потребления и сбережения.
Мультипликатор и акселератор /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Мультипликатор и акселератор /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Цикличность развития экономики и экономический рост /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Цикличность развития экономики и экономический рост /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. Монетарная политика. Бюджетно-налоговая политика. /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Цифровая экономика и рынок труда: учебное пособие
Максимова В. Ф., Вершинина А. А., Горяинова Л. В., Данилина Я. В., Максимова Т. П., Марыганова Е. А., Назарова Е. В.
Экономическая теория: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Экономическая теория: Учебник и практикум для вузов
6.1.3. Методические разработки
Цифровая экономика и рынок труда: методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы
Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб.-метод. пособие
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru (дата обращения 02.02.2021г.). (Открытый доступ).
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.http://orel.gks.ru (дата обращения 02.02.2021г.). (Открытый доступ)
Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. http://mcx.ru (дата обращения 02.02.2021г.). (Открытый доступ).
Федеральный портал "Российское образование".http://www.edu.ru (дата обращения 10.02.2021г.). (Открытый доступ)
Федеральный образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru (дата обращения 02.02.2021г.). (Открытый доступ).
Научная электронная библиотека eLIBRARY (Открытый доступ)
Электронный каталог (АИБС «МАРК-SQL»)
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows XP Professional
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра большая, доска магнитно-маркерная, проектор - 1шт.; ноутбук - 1 шт.; экран настенный - 1 шт
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.Специализированная лаборатория: «Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнетизм»
Специализированная мебель: столы металлические с навесной полкой на 20 посадочных мест, стол компьютерный на 1 посадочное место, столы компьютерные с навесными полками на 2 посадочных места, доска аудиторная, тумбы, рабочее место преподавателя, столы на 20 посадочных мест;настенные стенды обучающие, макеты обучающие, ЖК-телевизор Samsung UE55ES6907 в к-те с настенным креплением,компьютер Е280 Р4-2800, -мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
графопроектор. Основное учебное оборудование, наглядное тематическое пособия (стенды) и контрольно-измерительное оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, Рабочее место преподавателя: -мультимедийное оборудование переносного типа:- Ноутбук Voyager;
- Рулонный настенный экран Lumien
- Кабели коммутации;
- Колонки Microlab;
- Проектор BenQ DLP.
Учебно-методические материалы по дисциплине.
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• практические занятия
• самостоятельную работу,
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).
На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
• Подготовка к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.
Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.