2025-2026_08_03_01_25_УН_plx_Средства механизации строительства_Экспертиза и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Средства механизации строительства
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_25_УН.plx

08.03.01 Строительство

Экспертиза и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_25_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.т.н., Доц., Трошин Владимир Фёдорович
 
Средства механизации строительства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 17.02.2025 г. № 9

Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна

Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Дать будущим бакалаврам по направлению «Строительство» знания о назначении, областях применения, устройстве, рабочих процессах и методах определения основных параметров применяемых в строительстве машин и оборудования, необходимых при решении наиболее распространенных в строительной практике инженерно-технологических задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
математика - навыки дифференцирования, интегрирования, поиска экстремума функций, интерполирования;
2.1.2
основы строительства жилых, общественных и промышленных зданий.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технология возведения зданий и сооружений;
2.2.2
Основы организации и управления в строительстве.
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-3.1: Выбор метода или методики решения задачи профессиональной деятельности, оценка инженерных условий строительства, выбор мероприятий, направленных на предупреждение процессов (явлений), а также защиту от их последствий
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Выбор объемно-планировочной, конструктивной схемы здания, оценка преимуществ и недостатков выбранной планировочной схемы и конструктивного решения
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Выбор строительных материалов для строительных конструкций (изделий), определение качества строительных материалов на основе экспериментальных исследований их свойств
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторно-практические занятия
16
16
16
16
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,2
32,2
32,2
32,2
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 5
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Общие сведения о строительных

машинах. (лекция-беседа)

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
1.2
Приводы и ходовые устройства строительных машин.

(лекция-обсуждение технических решений).

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
1.3
Тяговые расчеты автомобильного транспорта. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
1.4
Тяговые расчеты тракторного поезда,

(учебная дискуссия)

/ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
1.5
Расчет основных параметров ленточного конвейера /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
1.6
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

15
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 2. Модуль 2

 
2.1
Машины и оборудование для земляных работ /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
2.2
Грузоподъемные машины и оборудование /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
2.3
Определение сменной производительности

башенного крана

/ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
2.4
Расчеты лебедок /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
стр. 5
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
2.5
Эксплуатационные расчеты

многоковшовых траншейных экскаваторов

/ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
2.6
Расчет производительности скреперов. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
2.7
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

15
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 3. Модуль 3

 
3.1
Машины  для приготовления бетонов, бетонной смеси и растворов, транспортирования и уплотнения

бетонов

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
3.2
Подбор оборудования для пневмотранспортирования бетонной смеси.

(деловая игра)

/ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
3.3
Составление годового плана и месячного

плана-графика ТО (кейс-задача)

/ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
3.4
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
3.5
/КА/
Л1.1Л2.1Л3.4 Л3.1 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Луцко, Т. В.

Строительные машины и оборудование: учебное пособие
Макеевка: Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, ЭБС АСВ, 2021
 
Л1.2
Жулай, В. А., Куприн, Н. П.

Механизация и автоматизация строительства: практикум
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цепляев А. Н., Абезин В. Г., Скрипкин Д. В.

Машины и оборудование для природообустройства и водопользования: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Абашин, Е. Г.

Железобетонные и каменные конструкции. Сборные конструкции многоэтажного производственного здания [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для практических занятий по дисциплине Железобетонные и каменные конструкции «Сборные конструкции многоэтажного производственного зданий» для обучающихся по направлению 08.03.01 «Строительство» профиль «Промышленное и гражданское строительство»
Орел: Картуш, 2018
 
Л3.2
авт.-сост.: И. С. Мысишин, В. Ф. Трошин

Строительные машины и оборудование [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие по организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению 08.03.01 "Строительство" очной и заочной форм обучения
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 
 
Л3.3
Абашин, Е. Г.

Железобетонные конструкции промышленных зданий с крановым оборудованием. Проектирование двускатной балки покрытия [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для практических занятий по дисциплине Железобетонные конструкции промышленных зданий с крановым оборудованием «Проектирование двускатной балки покрытия» для обучающихся по направлению 08.04.01 «Строительство» профиль «Промышленное и гражданское строительство»
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2018
 
Л3.4
Абашин, Е. Г.

Железобетонные и каменные конструкции. Курс лекций [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции» для бакалавров всех форм обучения  направления подготовки 08.03.01 «Строительство» направленность: «Промышленное и гражданское строительство»
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина (сайт научной библиотеки с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных
 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка»
 
Э3
Электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 30 посадочных места, доска настенная, Рабочее место преподавателя: -мультимедийное оборудование переносного типа:- Ноутбук Voyager;

- Рулонный настенный экран Lumien

- Кабели коммутации;

- Колонки Microlab;

- Проектор BenQ DLP.

Учебно-наглядные материалы по дисциплине.

ЛПЗ
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-303
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:

- Ноутбук;

- Рулонный настенный экран;

- Кабели коммутации;

- Колонки;

- Проектор.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое  лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, 

 
стр. 8
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить полученные знания по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и промежуточная аттестация Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета и экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.