2025-2026_08_03_01_25_УН_plx_Оценка бизнеса_Экспертиза и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оценка бизнеса
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_25_УН.plx

08.03.01 Строительство

Экспертиза и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_25_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.э.н., Зав.каф, Шапорова О.А.
 
Оценка бизнеса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 17.02.2025 г. № 9

Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна

Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины «Оценка бизнеса» является формирование у обучающегося целостной системы знаний о теоретических, методологических и практических подходах к оценке стоимости предприятия, изучение понятийно-терминологического аппарата, характеризующего сущность и содержание стоимостной оценки отдельных нематериальных активов и бизнеса в целом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Оценка машин и оборудования
2.1.2
Оценка собственности
2.1.3
Бухгалтерский учет и финансовый анализ в строительстве
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Планирование и контроллинг
2.2.2
Проектная практика
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способность выполнять технико-экономическое и организационное сопровождение работ по управлению объектами
 
ПК-1.1: Осуществляет контроль технического состояния и планирует работы по содержанию объектов недвижимости, организует надлежащее содержание и ремонт инженерных сооружений и конструктивных элементов объектов недвижимости
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Проводит анализ и оценку состояния рынка недвижимости, осуществляет проведение расчетов рыночной и инвестиционной стоимости объекта недвижимости иных материальных и нематериальных активов в составе организации
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Осуществляет планирование и мониторинг деятельности по управлению объектом недвижимости
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
6 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторно-практические занятия
16
16
16
16
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,2
32,2
32,2
32,2
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 8
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1.

 
1.1
Оценка бизнеса: понятие, цели проведения, объекты оценки и основополагающие принципы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.2
Доходный подход к оценке стоимости бизнеса. Основные методы доходного

подхода

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.3
Общая характеристика сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса). Методы сравнительного подхода /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.4
Затpатный подход в оценке бизнеса: метод чистых активов и ликвидационной стоимости /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.5
Подготовка инфоpмации, необходимой для оценки бизнеса (пpедпpиятия).

Финансовая отчетность. Основные методы ее анализа и корректировки

/Сем/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.6
Pасчет обоснованной величины стоимости бизнеса методом дисконтированных денежных потоков с учетом заключительных поправок

Расчет обоснованной величины стоимости бизнеса методом капитализации дохода

/Сем/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.7
Характеристика ценовых мультипликаторов. Метод отраслевых коэффициентов /Сем/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
1.8
Метод стоимости чистых активов.

Метод ликвидационной стоимости

/Сем/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
 
стр. 5
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Раздел 2. Модуль 2.

 
2.1
Оценка дебиторской задолженности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
2.2
Алгоритм расчета дебиторской задолженности в условиях оценки стоимости финансовых активов /Сем/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
2.3
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

40
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
2.4
/КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0,2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Щербакова, Н. А., Щербаков, В. А.

Управление стоимостью бизнеса: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019
 
Л1.2
Шовхалов, Ш. А.

Оценка бизнеса: учебное пособие
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бочаров, А. Ю., Мамаева, О. А., Ильина, М. В., Башкирова, Е. А.

Оценка недвижимости: учебное пособие
Самара: Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020
 
Л2.2
Сиразетдинов, Р. М., Кульков, А. А., Сайфуллина, Ф. М., Белай, О. С., Мухаметзянова, Д. Д.

Экономическая оценка недвижимости: учебное пособие для спо
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост.: А. А. Титков

Практикум по дисциплине "Оценка машин и оборудования" [Электронный ресурс]: для обучающихся направления подготовки 08.03.01 «Строительство», профили «Экспертиза и управление недвижимостью» и «Жилищно-коммунальный комплекс» очной и заочной форм обучения
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2018
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина
 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка».
 
Э3
ЭБС Издательства «Лань»
 
Э4
Электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э5
ЭБС «ТД ЮРАЙТ»
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-303
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:

- Ноутбук;

- Рулонный настенный экран;

- Кабели коммутации;

- Колонки;

- Проектор.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Сем
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, 
 
стр. 7
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает: лекции;  практические занятия устный опрос; тестирование; самостоятельную работу (изучение теоретического материала; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

- установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

- развитие логического мышления;

- приобретение навыков анализа полученных результатов;

- контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Индивидуальное задание, выполненное в ходе курсового проектирования, защищается обучающимся перед комиссией, сформированной из преподавателей кафедры.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
стр. 8
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.