2025-2026_v09_03_03_25_ПИвСО_plx_Деловые коммуникации_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Деловые коммуникации
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат филологических наук, доцент, Бурко Наталья Владимировна
 
Деловые коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 31.01.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Получение теоретических знаний и практических навыков в области деловых коммуникаций и делового общения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курс "Деловые коммуникации" связан с дисциплиной "Культура речи и деловое общение". Данный курс учит рассматривать коммуникацию как сложную систему взаимосвязанных элементов взаимодействия, выделять элементы коммуникации, формирующие эффект делового и межличностного общения; знакомить с оценкой эффективности выбора рационального варианта коммуникативной стратегии и основных направлений повышения эффективности взаимодействия в процессе делового общения.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
"Основы управления персоналом", "Правоведение", "Ознакомительная практика", "Производственная практика", "Общепрофессиональная практика".
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Учитывает принципы социального, делового и личностного взаимодействия
 
 
 
 
 
УК-3.2: Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
УК-3.3: Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Использует современные информационные средства коммуникации
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,1
22,1
22,1
Сам. работа
85,9
85,9
85,9
85,9
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
85,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Психология делового общения

 
1.1
Психологические особенности межличностных коммуникаций в деловом общении /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.2
Психологические особенности межличностных коммуникаций в деловом общении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

7,9
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.3
Вербальная коммуникация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.4
Невербальная коммуникация /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.5
Невербальная коммуникация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.6
Формы устной деловой  коммуникации /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.7
Письменная деловая коммуникация /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
1.8
Устные и письменные формы деловой коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
 
Раздел 2. Коммуникативная компетентность специалиста

 
2.1
Основы коммуникативной компетентности специалиста /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
2.2
Основы коммуникативной компетентности специалиста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

14
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
2.3
Коммуникации в конфликтных ситуациях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
2.4
Коммуникации в конфликтных ситуациях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
2.5
Бизнес-коммуникации в условиях искажения информации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
2.6
Бизнес-коммуникации в условиях искажения информации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
 
стр. 5
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Раздел 3. Профессиональные коммуникации

 
3.1
Коммуникации в организациях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
3.2
Культура деловых коммуникации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
3.3
Культура деловых коммуникации /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
3.4
Культура деловых коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.3
1
 
 
Раздел 4. Контроль

 
4.1
Зачёт /КЗ/

0,1
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коноваленко, М. Ю.   

Деловые коммуникации: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Спивак, В. А.   

Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Ратников В. П., Юдин В. В., Островский Э. В., Подвойская Л. Т., Скрипкина Ж. Б.

Деловые коммуникации: Учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Жернакова М. Б., Румянцева И. А.

Деловые коммуникации: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
6.3.1.2
Microsoft Windows 10 Pro
6.3.1.3
Microsoft Office 2003
6.3.1.4
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС"
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 6
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-403
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра, доска настенная магнитно-маркерная - 2 шт., видеокамеры- 2шт.; колонки пассивные полочные – 3 шт., ПК – 1 шт., набор беспроводной (мышь и клавиатура), крепление на монитор, проектор, ресивер, экран настенный, шкаф напольный
Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
ЛПЗ
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
КЗ
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения занятий, написания учебных и творческих работ.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объёмом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины.

• Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Выполняя практические задания (упражнения), следует применять на практике изученный теоретический материал.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания могут содержать тесты, которые используются как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения текущей аттестации на занятиях, так и для самопроверки знаний обучающимися. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

• Подготовка к контрольным работам (тестам) по основным терминам и понятиям курса

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на практических занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить 

 
стр. 7
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции,

• практические занятия,

• тестирование,

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий (в т.ч. рефераты, доклады), подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и пр.)

• контрольные работы,

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• развитие коммуникативных навыков обучающихся,

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает выполненные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность их выполнения, оценить глубину знаний теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачёта).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объёме запланированных часов.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.