МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Алгоритмизация и программирование
Декан факультета/директор института (колледжа)
v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
ассистент, Васильева Кристина Сергеевна
Алгоритмизация и программирование
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
Протокол от 17.02.2025 г. № 4
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины "Алгоритмизация и программирование" является приобретение знаний основных принципов и методологии разработки прикладного обеспечения формирования навыков разработки программ на языках высокого уровня
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
-Ведение терминологического словаря. Это поможет быстрее усваивать теоретический материал, грамотно строить речь при устных и письменных ответах
-Подготовка к практическим занятиям. Необходимо ознакомиться с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Затем следует проработать текущий материал, изучить обязательную и дополнительную литературу, рекомендованную к теме
-Подготовка к итоговой аттестации. Для подготовки к итоговой аттестации следует ознакомиться со списком вопросов. В качестве основы для подготовки рекомендуется лекционный материал и проработанные задания лабораторных работ.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
ОПК-7.1: Осуществляет выбор языков программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
ОПК-7.2: Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
ОПК-7.3: Демонстрирует навыки программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Алгоритмизация
Алгоритмические языки программирования. Базовые алгоритмические структуры, следование, ветвление, повторение. Уровни языков программирования /Лек/
Основы алгоритмизации. Исполнитель, среда, система команд исполнителя. отказы. Фоннеймановские принципы работы компьютеров. Свойства алгоритма. /Лек/
Раздел 2. Раздел 2Языки программирования
Общая характеристика языка Си. История и условия возникновения. Генеалогия языка Си. Базовые принципы и свойства языка Си. Простейшая программа. /Лек/
Управляющие конструкции языка Си. Условный оператор. Оператор ветвления. Операторы циклов. Прерывание циклов. Инвариант цикла /Лек/
Синтаксис языка Си. Алфавит, идентификаторы, ключевые слова. Комментарии. Типы, константы. Операции и выражения. Приоритет операций. Общая структура программы. /Лек/
Функции. Параметры функций. Инвариантная функция. Рекурсия. Взаимосвязь итерации и рекурсии. Индуктивное вычисление функции на последовательности данных /Лек/
Массивы. Многомерные массивы. Массивы как параметры функций. Типичные операции над массивами. /Лек/
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Указатели. Связь указателей и массивов. Динамические массивы. Указатели на функции. Указатели и параметры функций. Сложные описания с указателями. /Лек/
Структуры. Битовые поля. Указатели на структуры. Объединения. Размещение структур в памяти /Лек/
Линейный вычислительный процесс /Лаб/
Ветвящийся вычислительный процесс /Лаб/
Циклический вычислительный процесс /Лаб/
Раздел 3. Раздел 3Технология программирования
Сложность программных систем. Причины и последствия сложности программных систем. Пять признаков сложных систем. Ограниченность интеллектуальных возможностей человека и пути преодоления связанных с нею трудностей. Способы борьбы со сложностью. Эволюция языков программирования. /Лек/
Основы трансляции. Компиляция и интерпретация. Основные этапы компиляции. Лексический, синтаксический, семантический анализ. Формальная грамматика. Компиляция формулы. Прямая и обратная польские нотации. Дерево синтаксического разбора. /Лек/
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Логическое, императивное, объектно-ориентированное, декларативное и функциональное программирование. Визуальное программирование. Современные технологии программирования. Компонентное сборочное программирование. Динамика и открытость языков программирования. /Лек/
Раздел 4. Раздел 4 Алгоритмы и структуры данных
Сложность алгоритмов. Эффективность алгоритмов. Оценка сложности алгоритмов. Взаимосвязь расхода памяти и скорости алгоритма. Асимптотический анализ сложности алгоритмов. Анализ худшего, лучшего и среднего случаев. /Лек/
Типы и структуры данных. Абстрактные типы данных. Физическая реализация абстрактных типов данных /Лек/
Сортировка. Нижняя граница временной сложности алгоритмов сортировки. /Лек/
Списки. Односвязный список. Реализация абстрактного типа «односвязный список» на основе массивов и механизма динамического распределения памяти. Двусвязный список. /Лек/
Базовые методы сортировки /Лаб/
Анализ сложности алгоритмов сортировки /Лаб/
Динамические структуры данных /Лаб/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.3. Методические разработки
Трофимов В. В., Павловская Т. А.
Алгоритмизация и программирование: Учебник для вузов
Трофимов В. В., Павловская Т. А.
Алгоритмизация и программирование: учебник для вузов
Воробейчиков Л. А., Загвоздкина А. В., Шакин В. Н.
Алгоритмизация и программирование: учебное пособие для студ., обучающихся по направлению подготовки 09.03.03
Андрианова А. А., Исмагилов Л. Н., Мухтарова Т. М.
Алгоритмизация и программирование. Практикум: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебным планом предусмотрены следующие виды занятий:
- лекции;
- лабораторные занятия.
В ходе лекционных занятий рассматриваются основные теоретические вопросы, даются
рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к лабораторным занятиям.
В ходе лабораторных занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду
рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки практической работы.
При подготовке к лабораторным занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– изучить конспекты лекций;
– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме.
В процессе подготовки к лабораторным занятиям студенты могут воспользоваться
консультациями преподавателя.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и лабораторных занятиях, должны быть изучены
студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над
учебной программой курса осуществляется в ходе занятий методом опроса и выполнения
лабораторных заданий. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать
основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить
конспекты
лекций
первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических
словарях.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.