2025-2026_09_03_03_25_ПИвСО_plx_Информационная безопасность_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационная безопасность
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ассистент, Васильева кристина Сергеевна
 
Информационная безопасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 17.02.2025 г. № 4

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины – ознакомление студентов с организационными, техническими, алгоритмическими и другими методами и средствами защиты компьютерной информации, с законодательством и стандартами в этой области, с современными криптосистемами, изучение методов идентификации при проектировании информационных систем
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика
2.2.2
Базы данных
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.1: Использует принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Решает стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Демонстрирует навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Лабораторно-практические занятия
24
24
24
24
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48,2
48,2
48,2
48,2
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
48
самостоятельная работа
96
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1Составляющие, уровни обеспечения и угрозы ИБ

 
1.1
Типовые удаленные атаки и их характеристика. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.2
Принципы защиты распределенных вычислительных сетей. Идентификация и аутентификация /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.3
Криптография и шифрование. Методы разграничения доступа /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.4
Регистрация и аудит. Межсетевое экранирование /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.5
Типовые удаленные атаки и их характеристика. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.6
Принципы защиты распределенных вычислительных сетей. Идентификация и аутентификация /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.7
Криптография и шифрование. Методы разграничения доступа /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.8
Регистрация и аудит. Межсетевое экранирование /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.9
/Ср/

44
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
 
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2 Вирусы и удаленные угрозы в сетях

 
2.1
Введение в ИБ и составляющие ИБ /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.2
Формирование режима ИБ /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.3
Нормативно правовые основы ИБ в РФ. Стандарты ИБ /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
стр. 5
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
2.4
Административный уровень обеспечения информационной безопасности. Классификация угроз ИБ /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.5
Введение в ИБ и составляющие ИБ /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.6
Формирование режима ИБ /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.7
Нормативно правовые основы ИБ в РФ. Стандарты ИБ /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.8
Административный уровень обеспечения информационной безопасности. Классификация угроз ИБ /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
2.9
/Ср/

30
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
 
Раздел 3. РАЗДЕЛ 3 Принципы и методы защиты в вычислительных сетях

 
3.1
Вирусы как угроза ИБ. Классификация компьютерных вирусов /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.2
Характеристика «вирусоподобных» программ. Антивирусные программные средства. Обнаружение и профилактика вирусных атак /Лек/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.3
Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях. Сетевые модели передачи данных /Лек/

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.4
Вирусы как угроза ИБ. Классификация компьютерных вирусов /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.5
Характеристика «вирусоподобных» программ. Антивирусные программные средства. Обнаружение и профилактика вирусных атак /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.6
Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях. Сетевые модели передачи данных /ЛПЗ/

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.7
/Ср/

22
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
3.8
/КА/

0,2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 6
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий  допуска обучающегося до сдачи экзамена.

• Подготовка к лабораторному занятиям

В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.