2025-2026_v08_03_01_25_ПГС_plx_Философия_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v08.03.01_25_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.и.н., доцент, Гуларян Артем Борисович
 
Философия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 31.01.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями изучения дисциплины «Философия» являются ознакомление обучающихся с основными философскими проблемами онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии, раскрытие особенностей философской методологии, изучение различных мировоззренческих систем, формирование у студентов гуманистического мировоззрения, адекватного вызовам современности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Правоведение
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует современное состояние общества в социально-историческом, этическом и философском аспектах
 
Знает основные методы поиска и обработки актуальной информации о современном состоянии общества 
 
Умеет осуществлять поиск и обработку необходимой информации, сопоставлять различные источники, отделять достоверную информацию от недостоверной 
 
Владеет навыками системного поиска необходимой для саморазвития информации, приемами организации и оптимизации работы применительно к современному состоянию общества
 
 
УК-5.2: Интерпретирует проблемы современности с позиций этики и философских знаний.
 
Знает информацию о сути проблем современности с позиций этики и философских знаний.
 
Умеет анализировать содержание проблем современности с позиций этики и философских знаний.
 
Владеет навыками интерпретации проблем современности с позиций этики и философских знаний
 
 
УК-5.3: Выстраивает межкультурное взаимодействие, основываясь на принципах толерантности и гражданской ответственности
 
Знает о культурном многообразии народов России и мира; традиции и ценности в культурах разных народов; гуманистические идеалы и ориентиры современности
 
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и гражданской ответственности
 
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия, готов к эффективному взаимодействию с разными партнёрами по общению, в том числе и в профессиональной сфере
 
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Устанавливает траекторию саморазвития
 
Знает способы самоорганизации и самообразования 
 
Умеет определять цели собственной деятельности и совершенствовать её в ходе самообразования; демонстрирует способность выстраивать иерархию ценностей и целей собственной деятельности
 
Владеет навыками для определения собственного развития; демонстрирует понимание роли саморазвития и необходимости самообразования в течение всей жизни
 
 
УК-6.2: Планирует траекторию своего профессионального развития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Знает принципы профессионального развития и построения карьерного роста
 
Умеет выстраивать иерархию ценностей и целей соб-ственной профессиональной деятельности; знаком с основными способами самоорганизации и саморазвития
 
Владеет навыками планирования траектории своего профессионального развития с демонстрацией понимание необходимости саморазвития и самообразования в течение всей жизни
 
 
УК-6.3: Управляет своим временем в процессе саморазвития
 
Знает принципы и подходы к управлению своим временем
 
Умеет предвидеть и оценивать последствия применения приемов и способов организации собственного времени на итоги своей деятельность 
 
Владеет приемами оценки перспектив деятельности для решения организационно-управленческих задач в течение всей жизни
 
 
 
стр. 4
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторно-практические занятия
10
10
10
10
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,2
16,2
16,2
16,2
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 2
в том числе:
аудиторные занятия
16
самостоятельная работа
56
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Введение в философию. Исторические типы философствования

 
1.1
Понятие философии и значение в жизни человека и общества /Лек/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.2
Социокультурные предпосылки возникновения и основные эпохи развития философии /Лек/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.3
Античная философия /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5

2
2
 
стр. 5
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
1.4
Средневековая философия /ЛПЗ/

2
2
 
1.5
Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения /ЛПЗ/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
 
Раздел 2. Онтология и гносеология

 
2.1
Западная философия 19-20 вв.  /ЛПЗ/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.2
Учение о бытии (онтология) /Лек/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.3
Проблема познания.

Научное познание

/ЛПЗ/

Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
 
Раздел 3. Философская антропология. Социальная философия

 
3.1
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

56
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
3.2
Контроль /КА/
Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2

0,2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Таланов, И. П.  , Таланов И.П.

Растениеводство. Практикум: учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2021
 
Л1.2
Колчина, Л. М.   

Современные технологии, машины и оборудование для возделывания овощных культур 
Юрайт, 2021
 
Л1.3
ответственный редактор С. Г. Мударисов

Настройка и регулировка сельскохозяйственных машин : учебное пособие
Юрайт, 2021
 
Л1.4
Федоренко, В. Ф.,  В. Ф. Федоренко, В. Я. Гольтяпин

Перспективные технологии послеуборочной обработки и хранения зерна 
Юрайт, 2021
 
Л1.5
Е. Е. Синявская

Анализ и оценка финансового состояния коммерческого банка : методические указания
Лань, 2018
 
стр. 6
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.6
Митрошенков О. А., Ляшенко В. П., Рузавин Г. И.

Философия в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.7
Спиркин А. Г.

Философия для технических вузов: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.8
Митрошенков О. А., Ляшенко В. П., Рузавин Г. И.

Философия в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.9
Ретюнских Л. Т.

Философия: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В.

Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В.

Философия в 2 т. Том 1. История философии: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.6
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.7
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.8
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.9
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.10
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.11
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.12
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 7
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• самостоятельную работу,  

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
стр. 8
УП: v08.03.01_25_ПГС.plx
 
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.