2025-2026_35_03_10_25_ЛА_plx_Химия почв_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Биотехнологии и химии имени профессора Н.Е. Павловской
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Химия почв
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_25_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Коношина Светлана Николаевна
 
Химия почв
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2025 г. № __

Зав. кафедрой Ярован Наталья Ивановна

Биотехнологии и химии имени профессора Н.Е. Павловской
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины «Химия почв» является получение теоретических, методологических и практических знаний, формирующих современную химическую основу для освоения закономерностей строения и функционирования почв.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.  Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Химическая связь, ее виды и характеристики. Номенклатура и классификация неорганических веществ. Характерные химические свойства оксидов, гидрокисдов, кислот, солей.  Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.  Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
2.1.2
Классификация химических реакций в химии. Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
2.1.3
Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Почвоведение
2.2.2
Урбоэкология и мониторинг
2.2.3
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1: Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
 
ОПК-5: Способен участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
 
ОПК-5.1: Использует средства и методы работы с библиографическими, архивными источниками
 
 
 
 
 
ОПК-5.2: Использует методологию анализа данных о социально-культурных условиях района ландшафтного строительства, включая наблюдение, опрос, интервьюирование и анкетирование.
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,1
22,1
22,1
Сам. работа
49,9
49,9
49,9
49,9
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I «Неорганические и органические компоненты почвы»

 
1.1
Введение. Предмет и задачи химии почв. Химический состав почвы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
1.2
Минеральные вещества почвы. Способы выражения концентрации веществ. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
1.3
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

20
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
 
Раздел 2. Модуль 2 «Физико-химические системы»

 
стр. 5
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
2.1
Дисперсные системы. Почвенные коллоиды. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.2
Почвенные растворы. Адсорбция /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.3
Получение коллоидных растворов почв  и изучение их свойств. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.4
Кислотность почвы. Изучение процессов гидролиза и диссоциации. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.5
Органическое и органоминеральное вещество почвы

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.6
Окислительно-восстановительные реакции . /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.7
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

29,9
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
2.8
/КЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

0,1
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коношина, С. И.

Химия почв [Электронный ресурс]: для самостоятельной работы обучающихся направления подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура
Орел: , 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Муравин, Э. А., Ромодина, Л. В.

Агрохимия: учебник
М.: Академия, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коношина, С. Н., Пискурева, В. А.

Лабораторный практикум по химии для студентов направления подготовки 250700.68 "Ландшафтная архитектура" [Электронный ресурс]
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2014
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
ЭБС издательства «Юрайт» 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
6.3.1.3
Microsoft ®WINHOME 10 RussТan AcadОmТc
 
стр. 6
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.6
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.7
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.9
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.10
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.11
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.12
Microsoft Office 2013 Russian Academic
6.3.1.13
Microsoft Windows Professional 8 версия 2013
6.3.1.14
Microsoft Win SL 8 Russian Academic версия 8
6.3.1.15
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.16
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.17
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.18
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.19
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.20
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.21
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.22
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.23
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.24
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.25
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.26
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-413
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук Lenovo Flex2-15, экран на треноге ViewScreen <TCL-1104> Clamp, проектор Acer Projector X1273)
Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
1-405
Специализированная аудитория общей химии, неорганической и аналитической химии
Специализированная мебель, доска настенная; стенды настенные: периодическая система элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, константы диссоциации слабых кислот и оснований; комплект лабораторной 
Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 7
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
посуды и реактивов по проведению лабораторных практикумов
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной основной и дополнительной учебной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Преподавание дисциплины предусматривает: Контактную (аудиторную) работу • лекции; • лабораторные занятия; самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов;  тестирование; подготовку к устным опросам,  зачету пр.); Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием актив-ных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. На первой лекции особое внимание необходимо уделить структуре курса и его разде-лам, а также рекомендуемой литературе. Содержание и план лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция охватывает определенную тему курса и представляет собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с конкретными примерами, графическими схемами и химическими уравнениями. Подготовка к лабораторным занятиям Целями проведения лабораторных занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения поло-жений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения; • приобретение навыков анализа полученных результатов; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины. В ходе подготовки к занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой кон-трольные работы, решение задач и упражнений, тестирование и др. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам, обучающимся не-обходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении тер-минологии курса. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях. Важным компонентом аудиторной работы является выполнение химического эксперимента, для подготовки к которому необходимо знать технику безопасности, оборудование, особенности протекающих химических процессов, методику проведения эксперимента. Активное заинтересованное участие в аудиторной работе способствует более глубокому изучению дисциплины, формированию основ профессионального мышления. Самостоятельное изучение теоретического материала. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену в объеме запланированных часов. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется получить в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Выполнение индивидуальных заданий. Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания (рефераты). Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изу-чаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Для на-писания реферата по указанной теме,  необходимо ознакомиться с освещением данного вопроса в различных литературных источниках, систематизировать материал, составив план реферата и кратко письменно изложить данный вопрос.  Индивидуальные задания так же содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающими-ся. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который 
 
стр. 8
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
усвоили слабо, и в даль-нейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Выполнение домашних заданий. Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания к каждому лабораторному заня-тию, согласно индивидуального номера  варианта. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные аспекты изучаемой темы, помочь система-тизировать и лучше усвоить пройденный материал. Консультации преподавателя. Для обучающихся проводятся консультации преподавателя в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.