МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Истории, философии и русского языка
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философские проблемы науки в области экологии
Декан факультета/директор института (колледжа)
35.04.09_25_Ла.plx
35.04.09 Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
д.ф.н., профессор, Финогентов Валерий Николаевич
Философские проблемы науки в области экологии
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)
35.04.09 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
Протокол от 31.01.2025 г. № 6
Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович
Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Курс «Философские проблемы науки и техники в области экологии» имеет целью формирование у магистрантов целостного, философского понимания сущности науки и техники, представления о многообразии наук, понимания особенностей современного состояния науки, формирование у них понимания ценности научной рациональности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1: Знает: - закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур; - особенности межкультурного разнообразия общества; - правила и технологии эффективного межкультурного взаимодействия
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
УК-5.2: Умеет: - понимать и толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества; - анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
Знает историческое многообразие культур, значимость этнического многообразия для формирования современного российского общества.
Умеет анализировать значение этнического многообразия для формирования современного российского общества.
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия с учетом исторически сложившегося межкультурного разнообразия общества
УК-5.3: Владеет - методами и навыками эффективного межкультурного взаимодействия
Знает о культурном многообразии; этические ценности и их специфику в культурах разных народов; знает гуманистические идеалы и ориентиры современности.
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов на основе научной методики; идентифицировать экстремистские проявления, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и мультикультурализма
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия, готов к эффективному взаимодействию с разными партнёрами по общению, в том числе и в профессиональной сфере.
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;
ОПК-1.1: знает современные проблемы науки и производства
Знает принципы и подходы к научной организации труда
Умеет планировать свою учебную деятельность научной организации труда, выстраивать взаимодействие с обучающимися и преподавателями в учебном процессе
Владеет навыками оптимизации планирования времени с учетом НОТ в учебном процессе
ОПК-1.2: умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с организацией профессиональной деятельности
Знает принципы и подходы к научной организации труда
Умеет определять цели и задачи образовательной деятельности и планировать их реализацию с учетом личных возможностей и условий образовательной среды
Владеет приемами организации и оптимизации учебной работы применительно к своей будущей деятельности.
ОПК-1.3: владеет методами решения сложных задач в профессиональной деятельности
Знает принципы и подходы формирования требований к знаниям, умениям и навыкам в условиях профессиональной деятельности
Умеет предвидеть и оценивать последствия своей деятельности с учетом условий, средств, личных возможностей в условиях профессиональной деятельности
Владеет приемами оценки перспектив деятельности для решения учебных задач в условиях профессиональной деятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт
Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Многообразие наук. Классификация наук /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт /ЛПЗ/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Единство и многообразие наук. /ЛПЗ/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Раздел 2. Становление и развитие науки
Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Становление и развитие науки. /ЛПЗ/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Раздел 3. Методы научного познания, уровни и формы научного знания
Методы научного познания, уровни и формы научного знания. /ЛПЗ/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Раздел 4. Экологический императив современной культуры
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
Самостоятельная работа /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Философские проблемы науки и техники: Учебник и практикум для вузов
Философские проблемы науки и техники: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Липкин А. И., Визгин В. П., Казакова А. Е., Медведь А. Н., Нуреев Р. М., Сокулер З. А., Уманская Ж. В., Шапошников В. А., Печенкин А. А., Скворчевский К. А., Никишкин В. А., Федоров В. С., Храмов О. С., Пронских В. С., Гороховская Е. А., Розин В. М.
Философия науки: Учебник для вузов
Философские проблемы естествознания: учебное пособие для вузов
6.1.3. Методические разработки
Философия и методология науки: Учебник и практикум для вузов
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
Microsoft Windows XP Professional
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Windows Professional 8 версия 2013
Microsoft Office 2013 Russian Academic
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению Философских проблем науки и техники в области экологии, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• семинарские занятия;
• устный опрос;
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к семинарским занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, эссе; курсового проектирования, индивидуальных расчетов по методическим указаниям к изучению дисциплины; подготовку к устным опросам и зачету);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.
Целями проведения семинарских занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения познавательных задач;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Каждое семинарское занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На семинарских занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных познавательных ситуациях.
Самостоятельное изучение теоретического материала
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и/или зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.
Подготовка к учебным занятиям
В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Выполнение индивидуальных заданий
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.
Промежуточный контроль и аттестация
Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал
Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.