МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_25_ПИвСО.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в строительной отрасли
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
к.э.н., доцент, Польшакова Н.В.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
Протокол от 15.02.2025 г. № 6
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины - формирование у студентов глубоких теоретических знаний в области управления, хранения и обработки данных, а также практических навыков по проектированию и реализации эффективных
систем хранения и обработки данных на основе полученных знаний.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Алгоритмизация и программирование
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
Информационные технологии и программирование
Системы искусственного интеллекта
Теория систем и системный анализ
Разработка программных приложений
Программирование информационных систем
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
ОПК-7.1: Осуществляет выбор языков программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
ОПК-7.2: Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Введение в БД и СУБД. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Введение в БД и СУБД. /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Инфологическая модель «Сущностьсвязь».
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Инфологическая модель «Сущностьсвязь».
/ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Реляционная модель данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Реляционная модель данных. /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
Элементы языка SQL. Транзакции и
целостность данных /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Элементы языка SQL. Транзакции и
целостность данных /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Создание и использование курсоров,
триггеров, правил. Технология
оперативной обработки транзакций
OLTP /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Создание и использование курсоров,
триггеров, правил. Технология
оперативной обработки транзакций
OLTP /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Информационные хранилищах
данных. OLAP, Проблема создания и
сжатия больших информационных
массивов, Информационных хранилищ и
складов данных /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Информационные хранилищах
данных. OLAP, Проблема создания и
сжатия больших информационных
массивов, Информационных хранилищ и
складов данных /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Основы фракталов, фрактальная
математика и методы архивации.
Управление складами данных
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Основы фракталов, фрактальная
математика и методы архивации.
Управление складами данных
/ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Базы данных: Учебник и практикум для вузов
Стружкин Н. П., Годин В. В.
Базы данных: проектирование: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Стружкин Н. П., Годин В. В.
Базы данных: проектирование. Практикум: Учебное пособие для вузов
6.1.3. Методические разработки
Захарова О. И., Бедняк С. Г., Козлова О. С.
Базы данных: методические указания к лабораторным занятиям для бакалавров по направлениям подготовки 38.03.05 – «Бизнес – информатика», 27.03.04 – «Управление в технических системах», 09.03.04 – «Программная инженерия» по дисциплине «Базы данных» (часть 1)
Захарова О. И., Бедняк С. Г.
Базы данных: методические указания к лабораторным занятиям для бакалавров по направлениям подготовки 38.03.05 – «Бизнес – информатика», 27.03.04 – «Управление в технических системах», 09.03.04 – «Программная инженерия» по дисциплине «Базы данных» (часть 2)
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационно-справочная система «КонсультантПлюс»
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:
- Ноутбук;
- Рулонный настенный экран;
- Кабели коммутации;
- Колонки;
- Проектор.
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• лабораторные работы
• самостоятельную работу,
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения лабораторных работ являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое лабораторное занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).
На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
• Подготовка к лабораторным работам.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.
Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.