2025-2026_v09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Иностранный язык_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Иностранный язык
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Ст.пр, Нерушева Т.В.
 
Иностранный язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 29.01.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Михайлова Юлия Люсиевна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Основной целью обучения иностранному языку в данном курсе является совершенствование навыков практического владения языком для активного применения его в повседневном общении и профессиональной деятельности при решении деловых, научных, академических, культурных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Владение иностранным языком на уровне среднего образования
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура речи и деловое общение
2.2.2
Защита  выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Деловые коммуникации
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Применяет требования к осуществлению деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке
 
 
 
 
 
УК-4.2: Применяет требования к осуществлению деловой коммуникации в устной и письменной формах не менее чем на одном иностранном языке
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
14 2/6
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
6
12
18
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
12
36
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,1
0,1
0,25
0,2
Итого ауд.
6
12
12
12
12
12
30
36
Кoнтактная рабoта
6
12
12,25
12,1
12,2
12,1
30,45
36,2
Сам. работа
30
24
59,75
59,9
24
59,9
113,75
143,8
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
36
36
72
72
72
107,8
180
215,8
 
стр. 4
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 3 зачеты 2
в том числе:
аудиторные занятия
30
самостоятельная работа
113,75
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Вводно-коррективный курс.Визитная карточка. Биография /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
1
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Мой рабочий день /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
1
 
 
Раздел 3. 

 
3.1
Университет /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
1
 
 
Раздел 4. 

 
4.1
самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

24
УК-4.1 УК-4.2
1
 
 
Раздел 5. 

 
5.1
Великобритания/Германия/Франция /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2
2
 
 
Раздел 6. 

 
6.1
Лондон/Берлин/Париж /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2
2
 
 
Раздел 7. 

 
стр. 5
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
7.1
самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

59,9
УК-4.1 УК-4.2
2
 
 
Раздел 8. 

 
8.1
зачет /КЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

0,1
УК-4.1 УК-4.2
2
 
 
Раздел 9. 

 
9.1
Моя специальность /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
3
 
 
Раздел 10. 

 
10.1
Правила перевода грамматических конструкций и ЛО,РО /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
3
 
 
Раздел 11. 

 
11.1
Чтение и перевод спецтекстов /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2
3
 
 
Раздел 12. 

 
12.1
самостоятельная работа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

59,9
УК-4.1 УК-4.2
3
 
 
Раздел 13. 

 
13.1
экзамен /КЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

0,1
УК-4.1 УК-4.2
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Куриленко А. А.

Иностранный язык: English Tenses in Use: учебное пособие
Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2018
 
Л1.2

Деловой иностранный язык (французский): учебно-методическое пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
Л1.3
Медведева С. А., Голуб Л. Н.

Деловой иностранный язык (английский). Тесты для студентов направления подготовки 20.04.02 Природообустройство и водопользование: учебное пособие
Брянск: Брянский ГАУ, 2020
 
Л1.4
Золотарева С. А., Ртищева О. В.

Деловой иностранный язык (английский): практикум
Кемерово: КемГИК, 2020
 
Л1.5

Деловой иностранный язык (немецкий): учебное пособие
Екатеринбург: УрГПУ, 2018
 
Л1.6
Чепурина, И. В., Нагамова, Н. В.

Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык). Немецкий язык: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дормидонтова О. А.

Деловой французский язык: учебное пособие
Липецк: Липецкий ГПУ, 2020
 
Л2.2

Грамматика немецкого языка: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Голосова О. М.

Грамматика французского языка: Практикум
Москва: РУТ (МИИТ), 2020
 
Л3.2
Баракина, С. Ю.

Немецкий язык: учеб. пособие
СПб.: Проспект Науки, 2013
 
Л3.3
сост.: Л. Н. Жилина [и др.].

Learn English: сб. устных тем для аудиторной и самостоятельной работы
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Электронная библиотека издательства «ЮРАЙТ». Режим доступа: https://biblio-online.ru (неограниченный доступ).
 
Э2
ЭБС издательства «Лань». Режим доступа:  https://e.lanbook.com/ (неограниченный доступ).
 
Э3
Научная электронная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 03.06.2021. – открытый доступ).
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-409
Лаборатория иностранных языков
Специализированная мебель, лингафонный кабинет в составе: рабочая станция преподавателя -1 шт., рабочие станции студента - 9 шт., инсталляционная акустическая система, тематический стенд о Великобритании
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-411
Лаборатория иностранных языков
Специализированная мебель, лингафонный кабинет в составе: рабочая станция преподавателя - 1шт., рабочие станции студента – 8 шт, инсталляционная акустическая система, 
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
тематический стенд о Франции
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, экзаменам и пр.).

Рекомендуется на первом занятии довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой при выполнении практических заданий;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Содержание лабораторных занятий определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос, групповая беседа или диалог) и должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение теоретического материала (грамматики) с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой работа в парах, группах, практикующие упражнения, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями).

В ходе освоения теоретического материла (языкового, речевого, страноведческого) обучающиеся должны:

­ выписать определения основных понятий;

­ законспектировать основное содержание;

­ выписать ключевые слова;

­ выполнить задания-ориентиры в процессе чтения рекомендуемого материала,

­ проанализировать презентационный материал,

­ осуществить обобщение, сравнить с ранее изученным материалом,  выделить новое;

9.2. Рекомендуемая последовательность действий обучающихся при различных видах учебной деятельности.

Сценарий изучения дисциплины «Иностранный язык» строится на основе учета нескольких важных моментов:

- большой объем теоретического материала, подлежащего рассмотрению;

- сложный лексический и грамматический материал по специальности;

- большое количество практических заданий и упражнений на отработку нового материала.

- ограниченное количество учебных часов, отведенное на изучение дисциплины.

В связи с названными проблемами обучение строится следующим образом. На лабораторных занятиях преподаватель дает общую характеристику рассматриваемого вопроса, различные научные концепции или позиции, которые есть по данной теме.

При подготовке к лабораторному занятию обязательно требуется изучение дополнительной литературы по теме занятия. Во время лабораторных занятий рекомендуется активно участвовать в обсуждении рассматриваемой темы, выступать с подготовленными заранее докладами и презентациями, принимать участие в выполнении контрольных работ.

Самостоятельная работа должна соответствовать графику прохождения программы дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине «Иностранный язык» включает:

а) работу со словарями;

 
стр. 8
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
б) подготовку устного выступления на лабораторном занятии;

в) подготовку к занятию в интерактивной форме;

г) подготовку реферата, доклада;

д) подготовку презентаций к выступлениям;

е) заполнение рабочей тетради;

ж) работу с тестовыми заданиями;

з) подготовку выступлений на студенческих конференциях, для конкурсов студенческих работ;

к) подготовку к текущему, рубежному контролю и промежуточной аттестации по дисциплине.

Для теоретического и практического освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся, которая может осуществляться обучающимися индивидуально и под руководством преподавателя. Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельное изучение отдельных тем, дополнительную подготовку к каждому лабораторному занятию.

Самостоятельная работа обучающихся является важной формой образовательного процесса. Она реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий, в контакте с преподавателем вне рамок расписания, а также в библиотеке, дома, при выполнении обучающимся учебных и творческих задач. Цель самостоятельной работы обучающихся - научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы обучающихся должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1) внеаудиторная самостоятельная работа;

2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

На лабораторных занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части обучающихся в группе.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разнообразны:

• подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы;

• выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач, подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;

• выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый обучающийся, так и часть обучающихся группы; • выполнение курсовых проектов и работ; • подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.

На каждом этапе самостоятельной работы следует разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

На лабораторных занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части обучающихся в группе. Не менее 1 часа из двух (50% времени) следует отводить на самостоятельное решение задач. Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и тестов для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки обучающегося к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому обучающемуся поставить, по крайней мере, две оценки.

По материалам раздела целесообразно выдавать обучающимся домашнее задание и на последнем лаьораторном занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по разделу), обсудить оценки каждого обучающегося, выдать дополнительные задания тем обучающимся, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе.

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений обучающихся при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений обучающихся, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого обучающегося.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний обучающихся и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе обучающихся. В этом случае 

 
стр. 9
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
обучающийся сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, обучающийся получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Самостоятельная работа обучающихся направлена на более глубокое усвоение изучаемого курса, формирование навыков исследовательской работы и ориентирование обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия или требуют дополнительной проработки и анализа материала в объеме запланированных часов.

Организация самостоятельной работы обучающихся.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерные темы, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Самостоятельное внеаудиторное чтение предполагает чтение художественных текстов и текстов по специальности. Обучающиеся должны ознакомиться с содержанием текстов, с целью их полного понимания. В случае необходимости, тексты рекомендуется дать на письменный перевод с иностранного языка на русский.  

Кроме этого внеаудиторное чтение предполагает обязательное самостоятельное чтение аутентичной профессионально ориентированной литературы с целью поиска заданной информации, ее смысловой обработки и фиксации в виде аннотации. Это могут быть фрагменты научных монографий, статьи из периодических научных изданий (как печатных, так и Интернет-изданий).  

Важно, что такой вид работы контролируется преподавателям и сдается в строго отведенное время промежуточного контроля и оценивается в баллах, которые включаются в рейтинг обучающегося.

Объем текста (текстов) для самостоятельного чтения составляет 10 тысяч печатных знаков и предполагает обязательное составление глоссария терминов. Первоисточники информации предоставляются в оригинальном виде или в виде ксерокопии с указанием выходных данных для печатных источников и печатного варианта, со ссылкой на Интернет ресурс для материалов, взятых из Интернет-изданий.

При осуществлении данного вида самостоятельной работы необходимо предложить обучающимся следующий план работы:

­ ознакомиться с содержанием источника информации с коммуникативной целью, используя поисковое, изучающее, просмотровое чтение;

­ составить глоссарий научных понятий по теме;

­ составить план-конспект по теме;

­ сделать аналитическую выборку новой научной информации в дополнение к уже известной;

­ составить краткую аннотацию на прочитанное на английском языке.

Методические указания для обучающихся при  подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине.

Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены. Методом текущей аттестации по дисциплине является зачет. Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у обучающегося должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у обучающегося возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах обучающийся должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Методические рекомендации по составлению глоссария профессиональных терминов.

Чтение профессионально ориентированной литературы предполагает обязательное составление словаря терминов. Помимо основной цели – расширения лексического запаса - применение такой формы работы обучающихся  может способствовать:

­ созданию дополнительной языковой базы для использования в учебных и профессиональных целях (написание рефератов,  докладов на иностранном языке и т.д.);

­ расширению филологического опыта обучающихся путем языковедческого анализа слов, правил их заимствования в другие языки;

­ изучению способов словообразования.

При этом необходимо рекомендовать обучающимся руководствоваться следующими общими правилами:

­ отобранные термины и лексические единицы должны относиться к широкому и узкому профилю;

­ отобранные термины и лексические единицы  должны быть новыми для обучающегося и не дублировать ранее изученные;

­ отобранные термины и лексические единицы должны быть снабжены транскрипцией и переводом на русский язык (во избежание неточностей рекомендуется пользоваться специализированным словарем);

 
стр. 10
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
­ общее количество отобранных терминов не должно быть меньше 250 единиц;

­ отобранные термины и лексические единицы предназначены для активного усвоения.

Методические указания по написанию и оформлению докладов и рефератов.

Одной из форм самостоятельной деятельности обучающихся является написание докладов или рефератов. Выполнение таких видов работ способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферат - это краткое изложение содержания научных трудов или литературных источников по определенной теме.

Доклад - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы.

Реферат и доклад должны включать введение, главную часть и заключение. Во введении кратко излагается значение рассматриваемого вопроса в научном и учебном плане, применительно к теме занятия. Затем излагаются основные положения проблемы и делаются заключение и выводы. В конце работы дается подробный перечень литературных источников, которыми пользовался обучающийся при написании реферата или доклада.

Темы докладов и рефератов определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Конкретизация темы может быть сделана обучающимся самостоятельно.

Следует акцентировать внимание на том, что формулировка темы (названия) работы должна быть:

­ ясной по форме;

­ содержать ключевые слова, которые репрезентируют исследовательскую работу;

­ быть конкретной (не содержать неопределенных слов «некоторые», «особые» и т.д.);

­ содержать в себе действительную задачу;

­ быть компактной.

Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся фонды библиотеки, а так же могут использоваться электронные источники информации (в том числе и Интернет).

Важным требованием, предъявляемым к написанию докладов и рефератов на иностранном языке является грамотность, стилистическая адекватность, содержательность (полнота отражения и раскрытия темы).

Еще одним из требований, предъявляемых к докладам, является их объем:

- краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников – 2,5 страниц машинописного текста (не считая титульного листа).

-  краткое изложение научной работы:

а) статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125-200 слов;

б) статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Еще одним требованием является связанность текста. Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным средствам. К наиболее распространенным относятся повторение одного и того же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий, местоименных наречий, которые употребляются вместо членов предложений, уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в предыдущем предложении. Одним из специальных средств связности является порядок слов в предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение может начинаться словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Доклад должен заключать такой элемент как выводы в результате работы с источниками информации.

Методические указания по  подготовке презентаций.

Презентация (в PowerPoint) представляет собой публичное выступление на иностранном языке, ориентированное на ознакомление, убеждение слушателей по определенной теме-проблеме. Обеспечивает визуально-коммуникативную поддержку устного выступления, способствует его эффективности и результативности.

Качественная презентация зависит от следующих параметров:

­ постановки темы, цели и плана выступления;

­ определения продолжительности представления материала;

­ учета особенностей аудитории, адресованности материала;

­ интерактивных действий выступающего (включение в обсуждение слушателей);

­ манеры представления презентации: соблюдение зрительного контакта с аудиторией, выразительность, жестикуляция, телодвижения;

­ наличия иллюстраций (не перегружающих изображаемое на экране), ключевых слов;

­ нужного подбора цветовой гаммы;

­ использования указки.

Преподаватель должен рекомендовать обучаемым

­ не читать написанное на экране;

­ обязательно неоднократно осуществить представление презентации дома;

­ предусмотреть проблемные, сложные для понимания фрагменты и прокомментировать их;

­ предвидеть возможные вопросы, которые могут быть заданы по ходу и в результате предъявления презентации.

Рекомендации по работе с литературой

Университет обеспечивает учебно-методическую и материально- техническую базу для организации самостоятельной работы обучающихся.

Библиотека университета обеспечивает:

 учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);

 доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе 

 
стр. 11
УП: v09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
библиографической, возможность выхода в Интернет.

Кафедра:

 обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

 разрабатывает: учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами;

 методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы обучающихся;

 задания для самостоятельной работы;

 темы рефератов и докладов;

 вопросы к экзаменам и зачетам;

 образцы оформления индивидуальных заданий;

 предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине. Типография института удовлетворяет потребности вуза в тиражировании методической, учебной, научной литературы.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.