2025-2026_08_03_01_25_УН_plx_Информатика_Экспертиза и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информатика
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_25_УН.plx

08.03.01 Строительство

Экспертиза и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_25_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доц., Польшакова Наталья Викторовна
 
Информатика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 15.02.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Т.А.

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Освоение теоретических основ информатики и приобретение практических навыков переработки информации при решении задач по профилю буду-щей специальности; формирование комплексного представления о роли, месте, функциях и инструментах информатики в процессах информатиза-ции общества. Курс реализуется с учетом современных тенденций в обра-зовании, и включает в себя интегрированный подход, ориентированный на решение задач в терминах исходной проблемы средствами информатики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
- понимать и правильно применять понятия «информация», «информационный объект»;
2.1.2
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
2.1.3
- приводить примеры информационных носителей;
2.1.4
- иметь представление о способах кодирования информации;
2.1.5
- определять устройства компьютера;
2.1.6
- запускать программы из меню Пуск;
2.1.7
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
2.1.8
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
2.1.9
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
2.1.10
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Введение в информационные технологии
2.2.2
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Основы научных исследований
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выполняет поиск необходимой информации для решения поставленной задачи
 
Минимально допустимый уровень знаний, допущено много негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, допущено несколько негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, без ошибок
 
 
УК-1.2: Проводит критический анализ и обобщает результаты анализа
 
Минимально допустимый уровень знаний, допущено много негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, допущено несколько негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, без ошибок
 
 
УК-1.3: Использует системный подход для решения поставленных задач
 
Минимально допустимый уровень знаний, допущено много негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, допущено несколько негрубых ошибок
 
Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, без ошибок
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторно-практические занятия
24
24
24
24
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,2
32,2
32,2
32,2
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Технические и программные средства реализации информационных процессов  /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.3 Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.2
Текстовый процессор WORD. Создание простых и комплексных текстовых документов /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
стр. 5
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
1.3
Создание простых текстовых документов. Первичные настройки параметров документов. Ввод специальных символов. Форматирование документа. Работа с таблицами. Ввод формульных выражений. Работа с графическими объектами. /ЛПЗ/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.4 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.4
Case «Создание и форматирование сложных текстовых документов» /ЛПЗ/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.5
Текстовый процессор WORD. Создание простых и комплексных текстовых документов /Ср/
Л1.4 Л1.2Л3.3

Э1 Э2 Э3

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.6
Математическое обеспечение ЭВМ. Электронные таблицы. Табличный процессор EXCEL /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.7
Case «Представление и анализ табличных данных в Excel» /ЛПЗ/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.8
Математическое обеспечение ЭВМ. Электронные таблицы. Табличный процессор EXCEL /Ср/
Л1.4 Л1.2Л2.1Л3.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.9
Подготовка презентаций и визуальное предоставление информации /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.10
Case «Создание презентации» /ЛПЗ/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.11
Визуализация подготовленного материалы с помощью информационных технологий /ЛПЗ/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.12
Создание презентаций. Визуализация материала /Ср/
Л1.4 Л1.2Л2.1Л3.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.13
Обработка данных средствами электронных таблиц. Применение средств автоматизации ввода, форматирование, просмотр и печать. Построение диаграмм. Задание имени ячейки. Подбор данных на графике. Структурирование рабочих листов.  /ЛПЗ/
Л1.4Л2.1Л3.5 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.14
Экзамен /КА/
Л1.4 Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.5 Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.15
Самрстоятельная работа /Ср/
Л1.4 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.2

Э1 Э2 Э3

5
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 6
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средст в приложении 1.
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гаврилов М. В., Климов В. А.

Информатика и информационные технологии: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Торадзе Д. Л.

Информатика: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Трофимов В. В., Ильина О. П., КИЯЕВ В. И., Минаков В. Ф., Павловская Т. А., Саитов А. В., Пушкина Н. В., Барабанова М. И.

Информатика в 2 т. Том 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Беляева Т. М., Важнов С. А., Вешняков В. В., Кудинов А. Т., Мартынова Т. Л., Одинцов С. Д., Пальянова Н. В., Чубукова С. Г., Швоев М. И., Элькин В. Д.

Информатика и математика: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Демин А. Ю., Дорофеев В. А.

Информатика. Лабораторный практикум: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Мойзес О. Е., Кузьменко Е. А.

Информатика. Углубленный курс: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

АПК: Экономика, управление: периодическое издание
, 2019
 
Л3.2

Инновации в образовании: периодическое издание
, 2019
 
Л3.3
Новожилов О. П.

Информатика в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л3.4
Стефанов В. Е., Тулуб А. А., Мавропуло-Столяренко Г. Р.

Биоинформатика: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
стр. 7
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.5
Завгородний В. И., Иванова Л. И., Магомедов Р. М., Миронова И. В., Некрылов И. И., Ниматулаев М. М., Савина С. В.

Информатика для экономистов. Практикум: Учебное пособие Для СПО
Москва: Юрайт, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Григорий Арт. Приемы для создания презентаций [Электронный ресурс]. SPARK.ru// URL: https://spark.ru/startup/artrange-digital/blog/33261/10-priemov-dlya-sozdaniya-krutih-prezentatsij (дата обращения: 15.02.2022)
 
Э2
А. Барвинская. Визуализация в презентации: красиво и информативно [Электронный ресурс]. 4BRAIN Онлайн-платформа по обучению soft skills//URL:https://4brain.ru/blog/vizualizacija-v-prezentacii-krasivo-i-informativno (дата обращения:15.02.2022)
 
Э3
А. Демин. Современные инструменты визуализации.  [Электронный ресурс]. 4BRAIN Онлайн-платформа по обучению soft skills//URL:https://4brain.ru/blog/sovremennye-instrumenty-vizualizacii (дата обращения:15.02.2022)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
1-219
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Аудиторная мебель на 56 посадочных мест, доска настенная, трибуна, рабочее место преподавателя
Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
ИСИ-314
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 18 посадочных места, доска настенная, Рабочее место преподавателя: -мультимедийное оборудование переносного типа:- Ноутбук Voyager;

- Рулонный настенный экран Lumien

- Кабели коммутации;

- Колонки Microlab;

- Проектор BenQ DLP.

Учебно-методические материалы по дисциплине.

Ср
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения 
Лаб
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 8
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• лабораторные работы

• самостоятельную работу,  

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. На первой лекции до внимания обучающихся доводится структура курса и его разделы, а также рекомендуемая литература.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция охватывает определенную тему курса и представляет собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала выпол-няется с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтвержде-ния положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое лабораторное занятие должно начинаться с повторения теоретического мате-риала (устный опрос), к которому обучающиеся должны готовиться заранее.

На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изуче-ние, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающий-ся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к лабораторным занятиям.

В ходе подготовки к лабораторным занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособия-ми). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным вы-держкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто вос-производить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в лабораторной работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры буду-щих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономи-ческих ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обу-чающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучае-мой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письмен-ных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семест-ра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сда-че зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопро-сам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме за-планированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

 
стр. 9
УП: 08.03.01_25_УН.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.