2025-2026_08_03_01_25_ПГС_plx_Архитектура зданий и сооружений_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Агропромышленного и гражданского строительства
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Архитектура зданий и сооружений
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_25_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Ст.преподаватель, Волкова Алла Вячеславовна 
 
Архитектура зданий и сооружений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 11.02.2025 г. № 11

Зав. кафедрой Алибекова Ирина Владимировна

Агропромышленного и гражданского строительства
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины является изучение основных этапов развития архитектуры и градостроительства, становление приемов и средств архитектурной композиции, мировой и отечественной практики проектирования гражданских зданий и их элементов, и современных архитектурно-планировочных решений объектов капитального строительства, изучение и освоение методов и приемов архитектурного проектирования; изучение видов строительных конструкций из различных материалов, их применение в строительстве, обучение обучающийсяов навыкам проектирования данных конструкций с использованием современных методов расчета и нормативнотехнической документации. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компьютерная графика
2.1.2
Строительные материалы
2.1.3
Введение в проектную деятельность (строительное черчение)
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способность проводить оценку технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства
 
ПК-1.1: Выбор и систематизация информации об основных параметрах технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Выбор нормативно-технических документов, устанавливающих требования к зданиям (сооружениям)промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Оценка технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства на соответствие нормативно-техническим документам
 
 
 
 
 
 
ПК-3: Способность выполнять работы по архитектурно-строительному проектированию зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения
 
ПК-3.1: Выбор исходной информации для проектирования и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к зданиям (сооружениям)промышленного и гражданского назначения, подготовка технического задания на разработку раздела проектной документации здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-3.2: Определение основных параметров объемно-планировочного решения здания(сооружения), выбор варианта конструктивного решения здания(сооружения), назначение и корректировка по результатам расчетного обоснования основных параметров строительной конструкции здания (сооружения)промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-3.3: Оформление текстовой и графической части проекта, представление и защита результатов работ по архитектурно-строительному проектированию здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
17
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторно-практические занятия
16
16
16
16
32
32
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
В том числе в форме практ.подготовки
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
64
64
Кoнтактная рабoта
32,1
32,1
32,2
32,2
64,3
64,3
Сам. работа
75,9
75,9
40
40
115,9
115,9
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
108
108
216
216
 
Общая трудоемкость
6 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
216
экзамены 6 зачеты 5
в том числе:
аудиторные занятия
64
самостоятельная работа
115,9
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Архитектура общественных зданий 

 
1.1
Особенности архитектурнопланировочных и функциональных решений при проектировании общественных зданий и их комплексов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.2
Особенности конструктивных решений общественных зданий  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.3
Особенности архитектурно планировочных и функциональных решений при проектировании общественных зданий, сооружений и их комплексов /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
8
 
стр. 5
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
1.4
Особенности конструктивных решений общественных здани /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.5
Особенности архитектурнопланировочных и функциональных решений при проектировании общественных зданий, сооружений и их комплексов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.6
Особенности конструктивных решений общественных зданий  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.7
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

75,9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
1.8
/КЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
 
 
Раздел 2. Основы проектирования промышленных зданий и градостроительных комплексов

 
2.1
Функционально- технологические основы проектирования промышленных зданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.2
Конструктивные решения промышленных зданий  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.3
Функционально- технологические основы проектирования промышленных зданий /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.4
Конструктивное решение промышленных зданий  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.5
Проектирование вспомогательных зданий  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.6
Архитектурнопланировочное развитие городов и сельских населенных мест  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.7
Функционально- технологические основы проектирования промышленных зданий.  

Особенности  /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.8
Конструктивное решение промышленных зданий  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.9
Проектирование вспомогательных зданий  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.10
Архитектурнопланировочное развитие городов и сельских населенных мест

Разработка  /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
стр. 6
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
2.11
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

40
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
2.12
/КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Опарин С. Г., Леонтьев А. А.

Архитектурно-строительное проектирование: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Ананьин М. Ю., Мальцева И. Н.

Архитектурно-строительное проектирование производственного здания: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ананьин М. Ю., Мальцева И. Н.

Архитектурно-строительное проектирование производственного здания: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Давыдова О. В.

Архитектура зданий и сооружений: практикум для студентов бакалавриата всех форм обучения по направлению подготовки 08.03.01 строительство
Челябинск: ЮУТУ, 2021
 
Л3.2
Опарин С. Г., Леонтьев А. А.

Архитектурно-строительное проектирование: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети

12

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина (сайт научной библиотеки с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных) Режим доступа: http://library.orelsau.ru/els-remote-accessby-subscription.php. Неограниченный доступ

 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ 
 
Э3
Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp  
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
стр. 7
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Экзамен
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-208
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 30 посадочных места, доска настенная, Рабочее место преподавателя: -мультимедийное оборудование переносного типа:- Ноутбук Voyager;

- Рулонный настенный экран Lumien

- Кабели коммутации;

- Колонки Microlab;

- Проектор BenQ DLP.

Учебно-наглядные материалы по дисциплине.

ЛПЗ
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
На лабораторно-практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.  На лабораторно-практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:   

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в 

 
стр. 8
УП: 08.03.01_25_ПГС.plx
 
соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.   

В ходе подготовки к лабораторно-практическим  занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.  С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.  В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.   

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.  Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на лабораторно-практических занятиях.  Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).  Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.  

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.