2025-2026_09_03_03_25_ПИвСО_plx_Статистика и анализ данных_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Статистика и анализ данных
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.э.н., доц., Чекулина Т.А.
 
Статистика и анализ данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 15.01.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
углубление знаний прикладной математической статистики, расширение умений и навыков практического решения задач, возникающих в гуманитарных и социально-экономических науках, связанных с обработкой многомерных данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория систем и системный анализ
2.1.2
Базы данных
2.1.3
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
2.1.4
Основы цифровой электроники
2.1.5
Пакеты прикладных программ
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность
2.2.2
Аппаратные средства автоматизации в строительной отрасли
2.2.3
Геоинформационные системы
2.2.4
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выполняет поиск необходимой информации для решения поставленной задачи
 
 
 
 
 
УК-1.2: Проводит критический анализ и обобщает результаты анализа
 
 
 
 
 
УК-1.3: Использует системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания основ теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
 
 
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
ОПК-6.3: Демонстрирует навыки проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Лабораторно-практические занятия
26
26
26
26
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52,2
52,2
52,2
52,2
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
180
180
180
180
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 7
в том числе:
аудиторные занятия
52
самостоятельная работа
92
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. ff

 
1.1
Распределение

вероятностей

случайных

величин /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.2
Оценки

параметров

распределений

вероятностей /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
стр. 5
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.3
Методы анализа

законов

распределения

вероятностей

случайных

величин /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.4
Проверка

гипотез о

значениях

параметров

распределения /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.5
Методы

исследования

связей между

случайными

величинами /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.6
Статистические

методы анализа

многомерных

данных /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.7
Методы снижения

размерности. Методы

факторного анализа.

Многомерное

шкалирование.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.8
Многомерное нормальное

распределение.

Распределение линейной

комбинации нормально

распределенных величин;

независимость величин;

частные распределения.

Условные распределения и

множественный

коэффициент корреляции.

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.9
Исследование свойств

оценок параметров

распределений

вероятностей по

эмпирическим данным /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.10
Экспериментальное

исследование робастности

оценок /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.11
Дисперсионный анализ

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.12
Корреляционный анализ /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.13
Алгоритмы

восстановления регресии.

МНК. Непараметрическая

регрессия. Многомерная

линейная регрессия.

Нелинейные обобщения

линейной регрессии.

Логистическая регрессия /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
стр. 6
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.14
Методы снижения

размерности. Методы

факторного анализа. /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.15
Многомерное

шкалирование. /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.16
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

92
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
1.17
/КА/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2

Э2

0,2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Попов А. М., Сотников В. Н.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Малугин В. А.

Математическая статистика: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Энатская Н. Ю., Хакимуллин Е. Р.

Теория вероятностей и математическая статистика для инженерно-технических направлений: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Васильев А. А.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник и практикум Для СПО
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.5
Миркин Б. Г.

Введение в анализ данных: Учебник и практикум
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кремер Н. Ш.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Кузнецова О. В.

Математика и математическая статистика: практикум
Ижевск: Ижевская ГСХА, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
 
Э2
eLibrary.Ru 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
стр. 7
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий,

списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных

учебных заданий.

Освоение дисциплины предусматривает следующие виды контактной и самостоятельной работы:

• лекции

• лабораторно-практические занятия

• устный опрос студентов

• тестирование

• самостоятельную работу студентов (изучение теоретического материала; подготовка к лабораторным занятиям;

выполнение домашних заданий, подготовка к выполнению индивидуального проекта по кейс-заданию, устным опросам,

зачету)

• выполнение кейс-заданий

• консультации преподавателя.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Изучение дисциплины осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала

на отдельные логически завершенные блоки (модули).

Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на

первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В

дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу,

чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса

и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком

месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Лекционный материал снабжен конкретными примерами.

Целями проведения лабораторно-практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления студентов;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса.

Каждое лабораторно-практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован

на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент

должен приобрести в течение занятия.

На лабораторно-практических занятиях обучающийся сдает решенные и оформленные надлежащим образом задания, показывает

правильность решения, преподаватель оценивает глубину знаний студентом данного теоретического материала, умение

анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и

сдачи.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (при сдаче

зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены

аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

материал в объеме запланированных часов.

Обучающимся предлагается список заданий, которые необходимо выполнить по темам дисциплины. Часть заданий

отводится на самостоятельную работу.

Лабораторно-практические работы обучающиеся выполняют самостоятельно на аудиторных занятиях в присутствии преподавателя с

использованием изученного лекционного материала и рассмотренных примеров, заданий. При возникновении затруднений

в ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся могут обратиться за помощью к преподавателю.

Обучающиеся, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию, обязаны явиться на

консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Работа студентов, не отчитавшихся по

каждой не проработанной ими на занятиях теме, не может быть оценена.

Обучающиеся, активно занимающиеся на занятиях, во время сдающие индивидуальные задания, поощряются

преподавателем (освобождением от контрольной работы, теста и т.п.). Обучающийся, набравший соответствующее

количество баллов (см. критерии оценивания знаний п. 12), посетивший все занятия, может претендовать на выставление

зачета автоматически по результатам текущего контроля знаний.

Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторно-практических заданий, методические рекомендации для

самостоятельной работы содержатся на образовательном портале ИОС университета.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.