2025-2026_v08_03_01_25_УН_plx_Основы экономической безопасности и финансовой грамотности_Экспертиза и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Бухгалтерского учета и финансов
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v08.03.01_25_УН.plx

08.03.01 Строительство

Экспертиза и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v08.03.01_25_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Дударева А.Б.
 
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 20.01.2025 г. № 9

Зав. кафедрой Кравченко Татьяна Святославовна

Бухгалтерского учета и финансов
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладению методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач.
1.2
Формирование знаний об основах экономической безопасности государства, соотношении экономической безопасности государства и безопасности в отдельных секторах национальной экономики (финансовой, инновационной и т.д.) и их роли в формировании целостной концепции безопасности государства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экономическая теория
2.1.2
Тайм-менеджмент
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Финансы и кредит
2.2.2
Управление персоналом
2.2.3
Страхование
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
 
 
 
 
 
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
 
 
 
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
УК-10.1: Понимает сущность проявления экстремизма, терроризма, коррупционного поведения и их взаимосвязь с социальными, экономическими, политическими и иными условиями.
 
Знает основные принципы и содержание экономических законов и категорий, структуру экономических показателей, методику их применения, формы государственного регулирования  экономики, законодательство РФ в области экономической и финансовой грамотности и систему финансовых институтов в РФ.
 
Умеет применять экономические модели и методы для описания процессов и явлений в различных сферах деятельности, обосновывать и представлять полученные результаты в соответствии с принятыми в организации стандартами, с учетом влияния экономики государства на результаты, анализировать положения действующих нормативных правовых актов, являющихся источниками экономического развития государства.
 
Владеет основами экономических знаний для описания, моделирования и анализа экономических процессов и явлений в различных сферах деятельности, с учетом влияния экономики государства на полученные результаты, навыками выработки умений решать практические задачи в сфере правоприменения законодательства в сфере экономики и финансов РФ.
 
 
УК-10.2: Проявляет нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению на основе правовых норм
 
Знает источники и способы анализа экономической информации, характеризующей денежную, валютную, кредитную, банковскую системы для личного экономического и финансового планирования, позволяющие принять эффективное решение управления личными финансами, принципы финансового, налогового и бюджетного права и финансовой деятельности в Российской Федерации, условия привлечения к юридической ответственности за финансовые правонарушения.
 
Умеет пользоваться различными инструментами сбора, анализа и обработки экономических данных, самостоятельно устанавливать последовательность действий в финансово-правовых отношениях, включая бюджетные и налоговые правоотношения.
 
Владеет методами сбора и анализа экономической информации для использования методов личного экономического и финансового планирования для управления личными финансами, контроля собственных экономических и финансовых рисков, навыками юридически грамотного определения личных финансовых целей в различных областях жизнедеятельности на основе сбора и анализа финансовой информации.
 
 
УК-10.3: Умеет противодействовать проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,1
22,1
22,1
Сам. работа
85,9
85,9
85,9
85,9
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
85,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Экономическая безопасность

 
1.1
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

0,5
УК-10.1 УК-10.2
1
 
1.2
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /ЛПЗ/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
1.3
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

5
УК-10.1 УК-10.2
1
 
 
Раздел 2. Финансовая грамотность

 
стр. 5
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
2.1
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.2
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.3
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

26,75
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.4
Тема 3. Расчеты и платежи /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.5
Тема 3. Расчеты и платежи /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.6
Тема 3. Расчеты и платежи /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.7
Тема 4. Сбережения /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.8
Тема 4. Сбережения /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.9
Тема 4. Сбережения /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

9,9
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.10
Тема 5. Кредиты и займы /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1,5
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.11
Тема 5. Кредиты и займы /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.12
Тема 5. Кредиты и займы /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.13
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.14
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.15
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

5
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.16
Тема 7. Страхование /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
стр. 6
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
2.17
Тема 7. Страхование /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.18
Тема 7. Страхование /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.19
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.20
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.21
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3

9,25
УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.22
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0,1
УК-10.1 УК-10.2
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бабурина О. Н.

Экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Айзман Р. И., Новикова Н. О.

Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Сычева-Передеро О. В., Секлецова О. В., Корчагина И. В.

Финансовая грамотность: учебное пособие
Кемерово: КемГУ, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алиев У. И., Дыдыкин А. В., Ахмедов Ф. Н., Блохина Т. К., Быстряков А. Я., Голодова Ж. Г., Карпова Д. П., Морозова Е. А., Пилипенко О. И., Карпенко О. А., Чалдаева Л. А.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Для СПО
Москва: Юрайт, 2021
 
стр. 7
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Меркулова Е. Ю.

Общая экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Юрченко Н. А.

Экономическое поведение и финансовая грамотность населения: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Справочная-правовая система "Гарант"
 
Э2
Справочная-правовая система "Консультант плюс"
 
Э3
Электронно-библиотечная система eLibrary
 
Э4
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.3
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.4
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-302
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель,

доска настенная,

комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-304
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, групповых и индивидуальных консультаций
Специализированная мебель,

доска настенная,

комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При освоении дисциплины используются следующие виды активной и интерактивной форм обучения для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций: совместное погружение в проблемное поле, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, работа в малых группах, разборы конкретных ситуаций, кейсов и т.д. Процесс освоения дисциплины предусматривает следующие работы: 1. Контактная работа (аудиторная работа: лекционные, практические (семинарские) занятия) 2. Самостоятельная работа 3. Контрольные мероприятия (промежуточная аттестация) Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, т.к. при этом обширный материал излагается концентрировано, в логически выдержанной форме, с учетом характера профессиональной деятельности обучаемых. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.
 
стр. 8
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
В процессе прослушивания лекций очень важно умение студентов конспектировать наиболее значимые моменты теоретического материала. Конспект помогает внимательнее слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации. При конспектировании лекции также следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии. Рекомендуется в тетради отвести место для словаря, куда в алфавитном порядке вписываются специальные термины и пояснения к ним. Практические занятия способствуют выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями, развитию системного мышления. Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, то практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары и прочие виды заданий выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, т.е. перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при выполнении конкретных заданий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к теоретическому материалу, эмпирическим данным, записям лекций, дополнительной литературе. Если студент не справится самостоятельно с выполнением задания, то он может обратиться за консультацией к преподавателю. В конце практического занятия студенты обсуждают полученные результаты выполнения задания, могут высказать свое мнение по рассматриваемому заданию, предложенному решению и его обоснованию другими студентами, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии подводит преподаватель. Он же дает оценку работы студентов в ходе практического занятия. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом, нормативно-правовыми актами, научной литературой, с ситуационными задачами, развитие способности самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Состав самостоятельной работы: 1. Подготовка к лекционным занятиям: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.;  работа с конспектом лекции; подготовка вопросов для самостоятельного изучения. 2. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям: работа со справочниками и др. литературой; заполнение рабочей тетради; подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на практическом занятии. 3. Подготовка к промежуточной аттестации: повторение всего учебного материала дисциплины; аналитическая обработка текста. При подготовке к практическим занятиям и контрольным мероприятиям обучающийся в обязательном порядке изучает теоретический материал в соответствии с методическими указаниями по самостоятельной работе и перечнем основной учебной литературы.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.