2025-2026_09_03_03_25_ПИвСО_plx_Информационная безопасность_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационная безопасность
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ассистент, Васильева кристина Сергеевна
 
Информационная безопасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 17.02.2025 г. № 4

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины – ознакомление студентов с организационными, техническими, алгоритмическими и другими методами и средствами защиты компьютерной информации, с законодательством и стандартами в этой области, с современными криптосистемами, изучение методов идентификации при проектировании информационных систем
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Алгоритмизация и программирование
2.1.3
Информационная безопасность
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика
2.2.2
Базы данных
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.1: Использует принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Решает стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Демонстрирует навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Лабораторно-практические занятия
24
24
24
24
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48,2
48,2
48,2
48,2
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
48
самостоятельная работа
96
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Информационная безопасность

 
1.1
Понятие информационной безопасности. Основные угрозы и риски /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1
1
 
1.2
Методы и средства защиты информации /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1
1
 
1.3
Современные технологии защиты информации /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.4
Политики и стандарты информационной безопасности /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.5
Безопасность сетей передачи данных /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.6
Информационные атаки и противодействие /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.7
Организация безопасной разработки программного обеспечения /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.8
Управление доступом и идентификация пользователей /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.9
Основы аудита информационной безопасности /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.10
Специализированные инструменты и решения информационной безопасности /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.11
Практическое применение нормативных документов и стандартов /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.12
Перспективы развития и современные тенденции в сфере информационной безопасности /Лек/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.13
Понятие информационной безопасности. Основные угрозы и риски /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1
1
 
1.14
Методы и средства защиты информации /ЛПЗ/

2
ОПК-3.1
1
 
1.15
Современные технологии защиты информации /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1
1
 
1.16
Политики и стандарты информационной безопасности /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
стр. 5
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.17
Безопасность сетей передачи данных /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.18
Информационные атаки и противодействие /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.19
Организация безопасной разработки программного обеспечения /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.20
Управление доступом и идентификация пользователей /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
 
1.21
Основы аудита информационной  /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.22
Специализированные инструменты и решения  /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.23
Практическое применение нормативных документов и стандартов /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.24
Перспективы развития и современные тенденции в сфере информационной безопасности /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
1.25
/КА/
Л1.2 Л1.1

0,2
1
 
1.26
/Ср/
Л1.2 Л1.1

96
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суворова Г. М.

Информационная безопасность: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2025
 
Л1.2
Зенков А. В.

Информационная безопасность и защита информации: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2025
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
стр. 6
УП: 09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ. • Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий  допуска обучающегося до сдачи экзамена. • Подготовка к лабораторному занятиям В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.