2025-2026_v09_03_03_25_ПИвСО_plx_Информационные системы в строительстве_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные системы в строительстве
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Польшакова Н.В.
 
Информационные системы в строительстве
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 15.02.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины «Информационные системы в строительстве» является формирование у студентов компетенций, необходимых для эффективного использования современных информационных технологий и автоматизированных систем управления строительными процессами. Это позволяет будущим специалистам оптимизировать проектирование, строительство и эксплуатацию объектов недвижимости, повышая производительность труда, снижая издержки и улучшая качество работ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Управление строительными проектами
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Автоматические системы управления в строительной отрасли
2.2.2
Аппаратные средства автоматизации в строительной отрасли
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.1: Использует принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Решает стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Демонстрирует навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,1
22,1
22,1
Сам. работа
85,9
85,9
85,9
85,9
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 7
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
85,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Л1

Общие понятия и классификация информационных систем

1. Понятие информационной системы (ИС).

2. Классификация ИС по назначению, уровню автоматизации и масштабам внедрения.

3. Особенности применения ИС в строительстве. /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
стр. 5
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.2
Л2 Автоматизированные системы управления проектом (АСУП)

1 Назначение и состав АСУП. Типовая структура проекта строительства.

2 Программные комплексы для проектно-конструкторской подготовки производства (AutoCAD, Revit, ArchiCAD и др.). /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.3
Л3 Применение геоинформационных систем (ГИС) в строительстве

- Геодезия и картография в градостроительном процессе. Использование спутниковых снимков и топографических планов.

- Примеры реализации ГИС-проектов («Умный город», пространственный мониторинг территории). /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.4
Л4

Информационное моделирование зданий (BIM-технология)

- Концепция BIM-моделирования. Этапы жизненного цикла здания и роль BIM на каждом этапе.

- Инструменты и программное обеспечение для BIM (Tekla Structures, Allplan, Bentley MicroStation). /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.5
Л5

Программы сметного дела и ценообразования в строительстве

- Автоматизация расчетов затрат на строительные материалы и трудозатраты.

- Оценка эффективности инвестиций и контроль расходов на всех этапах стройпроцесса. /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.6
Л6 Использование ERP-систем в управлении предприятиями строительной индустрии

- Функционал и возможности корпоративных информационных систем класса ERP (SAP, 1C Предприятие).

- Организация взаимодействия подразделений предприятия с помощью ERP-решений. /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.7
Л7 Интеграция информационных систем в единой инфраструктуре предприятия

- Модели интеграции ИС: одноуровневая, многоуровневая, распределенная архитектура.

- Преимущества и риски интеграции разнородных систем.

/Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
стр. 6
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.8
Л8 Основы информационной безопасности в строительстве

- Угрозы информационной безопасности предприятий строительного комплекса.

-

Методы и средства защиты информации: криптографические алгоритмы, сетевые экраны, резервное копирование. /Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.9
Л9 Перспективы развития информационных технологий в строительстве

- Новые тенденции и направления: виртуальная реальность, дополненная реальность, роботизация строительных процессов.

- Потенциал технологий Big Data и AI в оптимизации строительства.

/Лек/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.10
Лабораторная работа №1: Создание модели здания в программе BIM-технологий (Revit) /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.11
Лабораторная работа №2: Расчет сметы строительства в программе Гранд-Смета /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.12
Лабораторная работа №3: Управление проектной документацией в среде электронного документооборота (EDMS) /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.13
Лабораторная работа №4: Автоматизация бизнес-процессов в ERP-системе (1С:Предприятие) /ЛПЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.14
Анализ возможностей геоинформационных систем (ГИС) в проектировании городской среды

Задача: провести исследование и составить доклад о применении ГИС-технологий в городском планировании и застройке территорий. /Ср/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

45
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.15
Исследование перспектив развития информационных технологий в строительстве (Big Data, VR/AR, IoT)

Задача: проанализировать новые технологические тренды и подготовить письменный отчет о возможностях их внедрения в строительный сектор. /Ср/

Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

40,9
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
1.16
Зачет /КЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

0,1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карчагина Л.П

Географические и земельно-информационные системы : учеб.пособие
Майкоп МГТУ, 2016
 
Л1.2
Истранина, Е. В., Суворова, С. П.

Информационные системы в развитии градостроительной деятельности
 
Л1.3
Вагизов М. Р.

Информационные системы и технологии: теория и практика. Вып. 15: сб. научн. тр.
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Викторов А.В.

Информационные технологии в строительстве
 
Л2.2
Волков, А. А.

Современные и перспективные информационные технологии в строительстве
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Крылов, А.О.

Информационные технологии в строительстве. StruСAD: мощный пакет для проектирования металлических конструкций
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.6
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
6.3.1.9
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2023 год
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и 
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: 
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 

 
стр. 8
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Освоение дисциплины предусматривает следующие виды контактной и самостоятельной работы:

• лекции

• лабораторные занятия

• устный опрос студентов

• тестирование

• самостоятельную работу студентов (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, подготовка к выполнению индивидуального проекта по кейс-заданию, устным опросам, зачету)

• выполнение кейс-заданий

• консультации преподавателя.

Изучение дисциплины осуществляется по Блокному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (Блоки).

Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Лекционный материал снабжен конкретными примерами.

 
стр. 9
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления студентов;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса.

Каждое лабораторное занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На лабораторных занятиях обучающийся сдает решенные и оформленные надлежащим образом задания, показывает правильность решения, преподаватель оценить глубину знаний студентом данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (при сдаче зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Обучающимся предлагается список заданий, которые необходимо выполнить по темам дисциплины. Часть заданий отводится на самостоятельную работу.

Лабораторные работы обучающиеся выполняют самостоятельно на аудиторных занятиях в присутствии преподавателя с использованием изученного лекционного материала и рассмотренных примеров, заданий. При возникновении затруднений в ходе выполнения практической работы обучающиеся могут обратиться за помощью к преподавателю.

Обучающиеся, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию, обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Работа студентов, не отчитавшихся по каждой не проработанной ими на занятиях теме, не может быть оценена.

Обучающиеся, активно занимающиеся на занятиях, во время сдающие индивидуальные задания, поощряются преподавателем (освобождением от контрольной работы, теста и т.п.). Обучающийся, набравший соответствующее количество баллов (см. критерии оценивания знаний п. 12), посетивший все занятия, может претендовать на выставление зачета автоматически по результатам текущего контроля знаний.

Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных испытаний обучающемуся рекомендуется придерживаться следующего порядка обучения:

1. Самостоятельно определить объем времени, необходимого для проработки каждой темы.

2. Регулярно изучать каждую тему дисциплины, используя различные формы индивидуальной работы.

3. Согласовывать с преподавателем виды работы по изучению дисциплины.

4. По завершении отдельных тем передавать выполненные работы (эссе) преподавателю.

При успешном прохождении рубежных контрольных испытаний обучающийся может претендовать на сокращение программы промежуточной (итоговой) аттестации по дисциплине.

Учитывая особенности распределения материала дисциплины, рекомендуется следующая методическая последовательность освоения материала:

1. Сначала обучающийся осваивает основные понятия и знакомится с различными концепциями и ториями.

2. После усвоения основных понятий знакомится с материалом по дисциплине.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.