2025-2026_v09_03_03_25_ПИвСО_plx_Структурированные кабельные системы_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Структурированные кабельные системы
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Польшакова Н.В.
 
Структурированные кабельные системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 15.02.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Обеспечение надежной связи: Создание стабильной среды для функционирования различных сетевых приложений и сервисов.
1.2
Универсальность: Возможность поддержки множества видов оборудования и технологий передачи данных.
1.3
Масштабируемость: Простота расширения инфраструктуры при увеличении числа пользователей или устройств.
1.4
Простота обслуживания: Упрощение процессов диагностики неисправностей и технического обслуживания благодаря четкому структурированию компонентов.
1.5
Защита инвестиций: Обеспечение длительного срока службы и возможности модернизации без значительных затрат.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
2.1.2
Информационная безопасность
2.1.3
Основы цифровой электроники
2.1.4
Основы микропроцессорной техники
2.1.5
Информатика
2.1.6
Физика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способность проектировать информационные системы в соответствии с профилем подготовки
 
ПК-2.1: Демонстрирует навыки проектирования информационных систем с учётом отраслевой специфики и использования специализированных аппаратных средств
 
 
 
 
 
 
ПК-4 : Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
 
ПК-4 .1: Применяет современные подходы к информатизации при сопровождении технических и технологических средств с учетом отраслевой специфики
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,1
22,1
22,1
Сам. работа
85,9
85,9
85,9
85,9
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 7
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
85,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Лекция №1: Введение в структурированные кабельные системы (СКС)

Понятие и назначение СКС.

История развития СКС.

Роль СКС в современной информационной инфраструктуре предприятий. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
стр. 5
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.2
Лекция №2: Стандартизация и классификация СКС

Международные и национальные стандарты (ISO/IEC 11801, TIA/EIA-568, ГОСТ Р 53246-2008).

Классификации компонентов СКС: кабели, коннекторы, кроссовые панели, шкафы и стойки.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.3
Лекция №3: Проектирование структурированных кабельных систем

Этапы проектирования СКС.

Выбор архитектуры СКС: этажная, магистральная, кампусная.

Методики оценки нагрузок и расчет мощности системы. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.4
Лекция №4: Физические основы передачи сигналов в СКС

Электропроводящие свойства материалов.

Механизмы потерь и искажений сигналов в проводниках.

Характеристики электрических и световых волн. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.5
Лекция №5: Кабельная инфраструктура и типы кабелей

Медные кабели: UTP, FTP, STP.

Оптико-волоконные кабели: одномодовые и многомодовые волокна.

Монтажные нормы и особенности прокладки кабелей. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.6
Лекция №6: Активное оборудование и интерфейсы

Коммутация и активное сетевое оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, точки доступа).

Интерфейсы подключения (Ethernet, HDMI, USB, FireWire).

Серверные комнаты и центры обработки данных. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.7
Лекция №7: Тестирование и диагностика СКС

Процедура тестирования и сертификации СКС.

Современные приборы для тестирования кабельных линий (анализаторы, рефлектометры).

Диагностика неисправностей и методы устранения неполадок. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.8
Лекция №8: Безопасность и управление жизненным циклом СКС

Требования к защите СКС от электромагнитных помех и перегрузок.

Основы охраны труда и техники безопасности при работе с СКС.

Управление изменениями и процедурами модернизации системы. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
стр. 6
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.9
Лабораторная работа №1: Базовая структура и состав компонентов СКС

Цель: изучение основных элементов СКС и их функций.

Задания: сборка простой модели распределительной коробки и ознакомление с основными компонентами кабельной системы. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.10
Лабораторная работа №2: Прокладка и крепление кабелей

Цель: овладение техникой прокладки и крепления кабелей.

Задания: самостоятельная прокладка медного и оптического кабеля, закрепление кабелей с использованием крепежных элементов. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.11
Лабораторная работа №3: Расчет и проектирование кабельной магистрали

Цель: научиться проектировать кабельные магистрали и рассчитывать необходимые длины и количество кабелей.

Задания: разработка проекта укладки кабелей в учебном здании с определением оптимальной трассы прокладки. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.12
Лабораторная работа №4: Технические характеристики кабелей и соединительных элементов

Цель: исследование свойств различных типов кабелей и разъёмов.

Задания: проведение измерений характеристик кабелей разных категорий (скорость передачи данных, затухание сигнала). /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.13
Лабораторная работа №5: Соединение кабелей и установка розеток

Цель: приобретение практических навыков заделки кабелей и установки сетевых розеток.

Задания: заделка кабелей типа UTP/FTP, установка и проверка правильности монтажа розетки RJ-45. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.14
Лабораторная работа №6: Настройка активного сетевого оборудования

Цель: получение опыта настройки коммутаторов и роутеров для использования в составе СКС.

Задания: конфигурирование активного сетевого оборудования для правильной передачи данных. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
стр. 7
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.15
Лабораторная работа №7: Тестирование и сертификация кабельных линий

Цель: обучение проведению тестов и сертификации кабельных линий с использованием специализированных приборов.

Задания: использование анализатора кабельных линий для проверки правильности подключения и характеристик передачи сигнала. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.16
Лабораторная работа №8: Устранение неисправностей и восстановление работоспособности СКС

Цель: развитие навыков обнаружения и устранения неисправностей в системах СКС.

Задания: моделирование типичных ошибок в прокладке и монтаже кабелей, диагностика и решение возникших проблем. /ЛПЗ/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.17
Самостоятельная работа №1: «Анализ особенностей проектирования и выбора компонентов СКС»

Цель занятия:

Ознакомление студентов с процессом проектирования структурированных кабельных систем и особенностями выбора комплектующих, исходя из требований конкретной задачи.

Задачи:

Проанализировать международные и российские стандарты проектирования СКС (ISO/IEC 11801, TIA/EIA-568, ГОСТ Р 53246-2008).

Рассмотреть классификацию кабелей и соединителей, используемых в СКС.

Выделить критерии выбора компонентов кабельной системы в зависимости от сферы применения (медицинские учреждения, образовательные заведения, промышленные объекты).

Представить сравнительный анализ двух вариантов конструкции СКС для конкретного объекта, обосновав выбор каждого компонента. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

85,9
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
1.18
зачет /КЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

0,1
ПК-4 .1 ПК-2.1
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 8
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Семенов, А. Б., Стрижаков, С. К., Сунчелей, И. Р.

Структурированные кабельные системы
Саратов: Профобразование, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Самуйлов К. Е., Василевский В. В., Васин Н. Н., Королькова А. В., Шалимов И. А., Кулябов Д. С.

Сети и телекоммуникации: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Горбаченко В. И., Ахметов Б. С., Кузнецова О. Ю.

Интеллектуальные системы: нечеткие системы и сети: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л3.2
Дибров М. В.

Сети и телекоммуникации. Маршрутизация в IP-сетях в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition 2024 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с 
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 9
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Освоение дисциплины предусматривает следующие виды контактной и самостоятельной работы:

• лекции

• лабораторные занятия

• устный опрос студентов

• тестирование

• самостоятельную работу студентов (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, подготовка к выполнению индивидуального проекта по кейс-заданию, устным опросам, зачету)

• выполнение кейс-заданий

• консультации преподавателя.

Изучение дисциплины осуществляется по Блокному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (Блоки).

Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Лекционный материал снабжен конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления студентов;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

 
стр. 10
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
• контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса.

Каждое лабораторное занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На лабораторных занятиях обучающийся сдает решенные и оформленные надлежащим образом задания, показывает правильность решения, преподаватель оценить глубину знаний студентом данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (при сдаче зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Обучающимся предлагается список заданий, которые необходимо выполнить по темам дисциплины. Часть заданий отводится на самостоятельную работу.

Лабораторные работы обучающиеся выполняют самостоятельно на аудиторных занятиях в присутствии преподавателя с использованием изученного лекционного материала и рассмотренных примеров, заданий. При возникновении затруднений в ходе выполнения практической работы обучающиеся могут обратиться за помощью к преподавателю.

Обучающиеся, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию, обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Работа студентов, не отчитавшихся по каждой не проработанной ими на занятиях теме, не может быть оценена.

Обучающиеся, активно занимающиеся на занятиях, во время сдающие индивидуальные задания, поощряются преподавателем (освобождением от контрольной работы, теста и т.п.). Обучающийся, набравший соответствующее количество баллов (см. критерии оценивания знаний п. 12), посетивший все занятия, может претендовать на выставление зачета автоматически по результатам текущего контроля знаний.

Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных испытаний обучающемуся рекомендуется придерживаться следующего порядка обучения:

1. Самостоятельно определить объем времени, необходимого для проработки каждой темы.

2. Регулярно изучать каждую тему дисциплины, используя различные формы индивидуальной работы.

3. Согласовывать с преподавателем виды работы по изучению дисциплины.

4. По завершении отдельных тем передавать выполненные работы (эссе) преподавателю.

При успешном прохождении рубежных контрольных испытаний обучающийся может претендовать на сокращение программы промежуточной (итоговой) аттестации по дисциплине.

Учитывая особенности распределения материала дисциплины, рекомендуется следующая методическая последовательность освоения материала:

1. Сначала обучающийся осваивает основные понятия и знакомится с различными концепциями и ториями.

2. После усвоения основных понятий знакомится с материалом по дисциплине.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.