2025-2026_35_03_10_25_ЛА_plx_Цветоводство_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цветоводство
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_25_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Ширяева Н.А.
 
Цветоводство
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 18.02.2025 г. № 4

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины «Цветоводство» - дать теоретические и практические знания в области цветоводства  при проектировании садово-парковых композиций в условиях городской среды и пригородной зоны на объектах ландшафтного проектирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Декоративное садоводство
2.1.2
Проектная деятельность
2.1.3
Декоративное растениеводство
2.1.4
Технологическая (проектно-технологическая) практика по декоративному растениеводству
2.1.5
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
2.1.6
Введение в профессию
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ландшафтное проектирование
2.2.2
Творческая практика (по проектированию открытых пространств)
2.2.3
Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры
2.2.4
Технологическая (проектно-технологическая) практика по древоводству
2.2.5
Ландшафтный дизайн
2.2.6
Подготовка выпускной квалификационной работы
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.9
Исполнительская практика
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Научно-исследовательская работа
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способен разрабатывать отдельные элементы и фрагменты проекта объекта ландшафтной архитектуры в составе общей проектной документации
 
ПК-2.1: Осуществляет и обосновывает выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Определяет строительные материалы и технологии, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
ПК-5: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого и закрытого грунта
 
ПК-5.1: Использует основы дендрологии, технологии содержания и обслуживания объектов ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-5.2: Определяет основные посадочные материалы, изделия, конструкции, необходимые для реализации ландшафтно- архитектурного проекта, и их технические, технологические, экологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Лабораторно-практические занятия
22
22
22
22
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,2
44,2
44,2
44,2
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
144
144
144
144
 
Общая трудоемкость
4 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
144
экзамены 5
в том числе:
аудиторные занятия
44
самостоятельная работа
64
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I. «Общее цветоводство»

 
1.1
Цели и задачи цветоводства,

история развития

цветоводства.

Морфологические

особенности цветочных

культур

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
стр. 5
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
1.2
Изучение особенностей

морфологии цветочных

культур  

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
1.3
Факторы среды в условиях

открытого и защищенного

грунта. Значение воды, тепла

света и воздушной среды для

цветочных культур

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
1.4
Почвы, садовые земли,

субстраты. Размножение

цветочных культур

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
1.5
Размножение цветочных

культур. Уход за цветочными

культурами открытого

грунта.

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
1.6
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
 
Раздел 2. Модуль 2. «Цветоводство открытого грунта»

 
2.1
Общая характеристика

однолетников и агротехника

их выращивания. Общая характеристика двулетников и агротехника их выращивания.  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
2.2
Общая характеристика

однолетних и двулетних

цветочных культур

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
2.3
Общая характеристика

многолетних цветочных

культур

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
стр. 6
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
2.4
Основные представители

многолетних цветочных

культур.

Подбор ассортимента для

миксбордера

/ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
2.5
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

15
ПК-5.1 ПК-5.2
5
 
 
Раздел 3. Модуль 3. «Цветочное оформление объектов ландшафтной архитектуры»

 
3.1
Цветочное оформление

объектов ландшафтной

архитектуры. Анализ цветочного оформления городов России и мира.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
3.2
Изучение гармонизации цветочных насаждений.  /ЛПЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1

4
ПК-5.2 ПК-2.1
5
 
3.3
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

20
ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
3.4
/КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.7Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0,2
ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
 
Раздел 4. Модуль 4. «Цветоводство закрытого грунта»

 
4.1
Производственные площади

для выращивания цветочных

культур

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
4.2
Выгоночные цветочные

культуры  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
стр. 7
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
4.3
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э1 Э2

23
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вьюгин С. М., Вьюгина Г. В.

Цветоводство и питомниководство
Санкт-Петербург: Лань, 2021
 
Л1.2
Вьюгина Г. В., Вьюгин С. М.

Цветоводство защищенного грунта
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фролова Т.В.

Цветоводство от А до Я
Ростов н/Д: Феникс, 2002
 
Л2.2
Соколова, Т. А., Бочкова, И. Ю.

Декоративное растениеводство. Цветоводство: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л2.3
Бурганская, Т. М.

Цветоводство [Электронный ресурс]: тексты лекций
Минск: БГТУ, 2014
 
Л2.4

Архитектура, Строительство, Дизайн: периодическое издание
, 2019
 
Л2.5

Защита и карантин растений: периодическое издание
, 2019
 
Л2.6

Физиология растений: периодическое издание
, 2019
 
Л2.7

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.8

САДОВОДСТВО И ВИНОГРАДАРСТВО: периодическое издание
, 2021
 
Л2.9

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: периодическое издание
, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ковешников, А. И., Булгакова, К. В.

Цветоводство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017
 
Л3.2
Ширяева, Н. А., Булгакова, К. В.

Цветоводство. Методические рекомендации к выполнению курсового проекта для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2018
 
стр. 8
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Залывская, О. С.  Цветоводство и цветочное оформление : учебник для вузов / О. С. Залывская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20933-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/581676  
 
Э2
Теодоронский, В. С.  Озеленение городов и населенных пунктов : учебник для вузов / В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08712-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/580151 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

ЛПЗ
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 9
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
настенная.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторн-практические занятия

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям;   выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

В ходе подготовки к лабораторно-практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче модулей). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена  при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.