2025-2026_v09_03_03_25_ПИвСО_plx_Программная инженерия_Прикладная информатика в строительной отрасли
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Программная инженерия
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v09.03.03_25_ПИвСО.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в строительной отрасли

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
 
Программная инженерия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 15.01.2025 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о задачах,
1.2
методах и средствах программной инженерии как деятельности, нацеленной на создание
1.3
программных продуктов, отвечающих потребностям заказчиков, с соблюдением плановых
1.4
сроков и бюджета разработки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Численные методы; Информационные технологии и программирование; Математика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Программирование информационных систем; Разработка программных приложений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
 
ОПК-6.3: Демонстрирует навыки проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
 
ОПК-8: Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
 
ОПК-8.1: Демонстрирует знания основных технологий создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторно-практические занятия
18
18
18
18
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36,2
36,2
36,2
36,2
Сам. работа
108
108
108
108
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 5
в том числе:
аудиторные занятия
36
самостоятельная работа
108
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение в программную инженерию /Лек/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.2
Процесс разработки программного обеспечения. Классические модели разработки ПО. /Лек/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.3
Стандарты программной инженерии и значение моделирования при разработке ПО

/Лек/

Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.4
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

52
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.5
Процесс разработки программного обеспечения. Классические модели разработки ПО /ЛПЗ/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.6
Использование унифицированного языка моделирования при

проектировании программных

систем /Лек/

Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.7
Использование унифицированного языка моделирования при

проектировании программных

систем /ЛПЗ/

Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.8
Управление проектами. Определения и концепции /Лек/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.9
Управление проектами. Определения и концепции /ЛПЗ/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.10
Инициация проекта.

Планирование проекта /Лек/

Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.11
Инициация проекта.

Планирование проекта /ЛПЗ/

Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
стр. 5
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
1.12
Реализация проекта. Мониторинг проекта /Лек/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.13
Реализация проекта. Мониторинг проекта /ЛПЗ/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.14
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

56
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
1.15
Экзамен /КА/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0,2
ОПК-6.3 ОПК-8.1
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова Е. А.

Программная инженерия. Визуальное моделирование программных систем: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Лаврищева Е. М.

Программная инженерия и технологии программирования сложных систем: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Таланов, И. П.  , Таланов И.П.

Растениеводство. Практикум: учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лаврищева Е. М.

Программная инженерия. Парадигмы, технологии и CASE-средства: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гусев К. В., Воронцов Ю. А., Михайлова Е. К.

Системная и программная инженерия: методические указания по выполнению практических работ
Москва: РТУ МИРЭА, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
 
Э2
Федеральный портал "Российское образование"
 
Э3
Информационно-справочная система «КонсультантПлюс» 
 
Э4
Образовательная платформа Юрайт. Для вузов и ссузов.
 
Э5
ЭБС Лань
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
 
стр. 6
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ЛПЗ
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции • лабораторно-практические занятия • самостоятельную работу,   • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, 
 
стр. 7
УП: v09.03.03_25_ПИвСО.plx
 
чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами. Целями проведения лабораторно-практических занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения; • приобретение навыков анализа полученных результатов; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое лабораторно-практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос). На лабораторно-практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает: • Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю. • Подготовка к лабораторным работам. В ходе подготовки к лабораторно-практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях. • Выполнение домашних заданий. Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза. Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.