МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Агроэкологии и защиты растений
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
v08.03.01_25_УН.plx
08.03.01 Строительство
Экспертиза и управление недвижимостью
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
к.с-х.н., Доц., Игнатова Галина Александровна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Догадина Марина Анатольевна
Агроэкологии и защиты растений
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
овладение теоретическими, методологическими и практическими положениями инженерно-экологических исследований природно-промышленных систем (ППС) различного уровня.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Безопасность жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы архитектуры и строительных конструкций
Основания и фундаменты зданий, сооружений
Средства механизации строительства
Технологические процессы в строительстве
Железобетонные и каменные конструкции
Металлические конструкции
Нормативно-правовая база в строительстве
Технология возведения зданий и сооружений
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Определяет потенциальные опасности для жизнедеятельности и сохранения природной среды
УК-8.2: Создает и поддерживает комплексную систему мер защиты от опасностей, формируемых конкретной деятельностью для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества
УК-8.3: Применяет требования и рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
ОПК-8: Способен осуществлять и контролировать технологические процессы строительного производства и строительной индустрии с учетом требований производственной и экологической безопасности, применяя известные и новые технологии в области строительства и строительной индустрии
ОПК-8.1: Контроль результатов осуществления этапов технологического процесса строительного производства и строительной индустрии
ОПК-8.2: Контроль соблюдения норм промышленной, пожарной, экологической безопасности, требований охраны труда при осуществлении технологического процесса
ОПК-8.3: Подготовка документации для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ (продукции)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Модуль I. Теоретические и методологические основы инженерной экологии.
Принципы инженерной экологии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3
Основные понятия экологии. Концепция биосферы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Устойчивость природно-промышленных (технических) систем. Воздействие технологических процессов на компоненты окружающей среды в различных природно-климатических условиях /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3
Оценка вариантов переработки отходов. Вторичное сырьё. Малоотходные и безотходные технологии. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 2. Модуль 2 . Экологическая регламентация хозяйственной деятельности.
Характеристика взаимодействия в системе «природа-человек» /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Инженерно-экологический контроль и мониторинг природно-промышленных (технических) систем. Обезвреживание и утилизация твёрдых бытовых отходов. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3
ОВОС и экологическая экспертиза /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3
УК-8.3 ОПК-1.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Инженерно-нормативная база. Государственная нормативная база ООС /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бракович, И. С., Золотарева, И. М., Кундас, С. П., Сизов, В. Д., Хрусталев, Б. М., Хрусталева, Б. М.
Инженерная экология: учебное пособие
Минск: Вышэйшая школа, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Буторина, М. В., Воробьев, П. В., под ред. Н. И. Иванова; И. М. Фадина
Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник
Физико-химические основы инженерной экологии: учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2011
6.1.3. Методические разработки
Инженерная экология (в строительстве): учебно-методическое пособие
Инженерная экология: методическое пособие для студентов направления подготовки 35.03.06 – агроинженерия. направленность - электрооборудование и электротехнологии
Брянск: Брянский ГАУ, 2019
Инженерная экология. Охрана атмосферного воздуха: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Международная реферативная база данных Scopus
Научная электронная библиотека eLIBRARY
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения лабораторно-практических занятий, занятий семинарского типа
Специализированная мебель,
доска настенная 2 шт., рабочее
место преподавателя, портреты
ученых, специализированные
стенды, демонстрационый материал; ноутбук; комплект презентационного оборудования в составе: проектор, экран
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Лекционная аудитория. Аудитория для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель.
Доска классная, трибуна; шкаф
для компьютера и аппаратуры;
ноутбук; комплект презентационного оборудования в составе:
проектор, экран
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно озна-комиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изу-чение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список во-просов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период.
Подготовка к лабораторно-практическим занятиям.
В ходе подготовки к лабораторно-практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничи-ваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдерж-кам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской рабо-те способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.
Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.
Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терми-нам и понятиям курса.
Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на лабораторно-практических (семинарских) занятиях. При подготовке к контактным самостоятельным и контрольным работам, обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.
Обучающийся получает допуск к экзамену при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• лабораторные занятия
• устный опрос
• тестирование
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; курсовое проектирование, индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изуче-нию дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)
• контрольные работы
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указы-вать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.
Целями проведения лабораторных занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения:
• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретическо-го материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформули-ровать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.
На лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать
и решать по-ставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале се-местра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопро-сам, по которым не предусмотрены контактные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.