2025-2026_v08_03_01_25_УН_plx_Инженерная экология_Экспертиза и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Агроэкологии и защиты растений
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Инженерная экология
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
v08.03.01_25_УН.plx

08.03.01 Строительство

Экспертиза и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: v08.03.01_25_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с-х.н., Доц., Игнатова Галина Александровна
 
Инженерная экология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2025 г. № __

Зав. кафедрой Догадина Марина Анатольевна

Агроэкологии и защиты растений
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
овладение теоретическими, методологическими и практическими положениями инженерно-экологических исследований природно-промышленных систем (ППС) различного уровня.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Инженерная геология
2.1.3
Химия
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы архитектуры и строительных конструкций
2.2.2
Строительные материалы
2.2.3
Основания и фундаменты зданий, сооружений
2.2.4
Средства механизации строительства
2.2.5
Технологические процессы в строительстве
2.2.6
Железобетонные и каменные конструкции
2.2.7
Металлические конструкции
2.2.8
Нормативно-правовая база в строительстве
2.2.9
Технология возведения зданий и сооружений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Определяет потенциальные опасности для жизнедеятельности и сохранения природной среды
 
 
 
 
 
УК-8.2: Создает и поддерживает комплексную систему мер защиты от опасностей, формируемых конкретной деятельностью для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества
 
 
 
 
 
УК-8.3: Применяет требования и рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
 
 
 
 
 
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
 
 
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять и контролировать технологические процессы строительного производства и строительной индустрии с учетом требований производственной и экологической безопасности, применяя известные и новые технологии в области строительства и строительной индустрии
 
ОПК-8.1: Контроль результатов осуществления этапов технологического процесса строительного производства и строительной индустрии
 
 
 
 
 
ОПК-8.2: Контроль соблюдения норм промышленной, пожарной, экологической безопасности, требований охраны труда при осуществлении технологического процесса
 
 
 
 
 
ОПК-8.3: Подготовка документации для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ (продукции)
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторно-практические занятия
8
8
8
8
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14,1
14,1
14,1
14,1
Сам. работа
57,9
57,9
57,9
57,9
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
14
самостоятельная работа
57,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I. Теоретические и методологические основы инженерной экологии. 

 
1.1
Принципы инженерной экологии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-8.1 ОПК-1.1
3
 
1.2
Основные понятия экологии. Концепция биосферы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-8.2 УК-8.3
3
 
1.3
Устойчивость природно-промышленных (технических) систем. Воздействие технологических процессов на компоненты окружающей среды в различных природно-климатических условиях /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
1.4
Оценка вариантов переработки отходов. Вторичное сырьё. Малоотходные и безотходные технологии. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
 
 
Раздел 2. Модуль 2 . Экологическая регламентация хозяйственной деятельности.

 
2.1
Характеристика взаимодействия в системе «природа-человек» /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.3
3
 
2.2
Инженерно-экологический контроль и мониторинг природно-промышленных (технических) систем. Обезвреживание и утилизация твёрдых бытовых отходов. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
 
2.3
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

57,9
УК-8.1 УК-8.2
3
 
2.4
/КЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,1
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-1.1
3
 
2.5
ОВОС и экологическая экспертиза /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-1.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
 
2.6
Инженерно-нормативная база. Государственная нормативная база ООС /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-1.1 ОПК-8.1
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бракович, И. С., Золотарева, И. М., Кундас, С. П., Сизов, В. Д., Хрусталев, Б. М., Хрусталева, Б. М.

Инженерная экология: учебное пособие
Минск: Вышэйшая школа, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Буторина, М. В., Воробьев, П. В., под ред. Н. И. Иванова; И. М. Фадина

Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник
М.: Логос, 2003
 
Л2.2
Братчикова, И. Г.

Физико-химические основы инженерной экологии: учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2011
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лукашевич О. Д.

Инженерная экология (в строительстве): учебно-методическое пособие
Томск: ТГАСУ, 2020
 
Л3.2
Зверева Л. А.

Инженерная экология: методическое пособие для студентов направления подготовки 35.03.06 – агроинженерия. направленность - электрооборудование и электротехнологии
Брянск: Брянский ГАУ, 2019
 
Л3.3
Быков, А. П.

Инженерная экология. Охрана атмосферного воздуха: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Международная реферативная база данных Scopus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY
 
Э3
Единое окно доступа к образовательным ресурсам 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
1-411
Учебная аудитория для проведения лабораторно-практических занятий, занятий семинарского типа
Специализированная мебель,

доска настенная 2 шт., рабочее

место преподавателя, портреты

ученых, специализированные

стенды, демонстрационый материал; ноутбук; комплект презентационного оборудования в составе: проектор, экран

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
1-412
Лекционная аудитория. Аудитория для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель.

Доска классная, трибуна; шкаф

для компьютера и аппаратуры;

ноутбук; комплект презентационного оборудования в составе:

проектор, экран

Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно озна-комиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
 
стр. 7
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изу-чение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список во-просов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Подготовка к лабораторно-практическим  занятиям. В ходе подготовки к лабораторно-практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничи-ваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдерж-кам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской рабо-те способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях. Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий. Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях. Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терми-нам и понятиям курса. Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на лабораторно-практических (семинарских) занятиях. При подготовке к контактным самостоятельным и контрольным работам, обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса. Обучающийся получает допуск к экзамену при успешном выполнении вех видов учебных занятий. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции • лабораторные занятия • устный опрос • тестирование • самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; курсовое проектирование, индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изуче-нию дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.) • контрольные работы • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указы-вать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами. Целями проведения лабораторных занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения: • обучение студентов умению анализировать полученные результаты; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретическо-го материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформули-ровать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать 
 
стр. 8
УП: v08.03.01_25_УН.plx
 
и решать по-ставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале се-местра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопро-сам, по которым не предусмотрены контактные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.