2025-2026_35_03_10_25_ЛА_plx_Декоративное садоводство_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративное садоводство
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_25_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Коренькова Е.А.
 
Декоративное садоводство
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 18.02.2025 г. № 4

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование знаний и умений по основам декоративного садоводства, применению
1.2
методов выращивания и использования декоративных растений в обустройстве ландшафтов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
2.1.2
История садово-паркового искусства
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративная дендрология
2.2.2
Декоративное растениеводство
2.2.3
Ландшафтный дизайн
2.2.4
Цветоводство
2.2.5
Макетирование
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способен разрабатывать отдельные элементы и фрагменты проекта объекта ландшафтной архитектуры в составе общей проектной документации
 
ПК-2.1: Осуществляет и обосновывает выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Определяет строительные материалы и технологии, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
ПК-5: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого и закрытого грунта
 
ПК-5.1: Использует основы дендрологии, технологии содержания и обслуживания объектов ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-5.2: Определяет основные посадочные материалы, изделия, конструкции, необходимые для реализации ландшафтно- архитектурного проекта, и их технические, технологические, экологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
15 1/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
10
10
26
26
Лабораторно-практические занятия
16
16
12
12
28
28
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
32
32
22
22
54
54
Кoнтактная рабoта
32,1
32,1
22,2
22,2
54,3
54,3
Сам. работа
75,9
75,9
14
14
89,9
89,9
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108
72
72
180
180
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 5 зачеты 4
в том числе:
аудиторные занятия
54
самостоятельная работа
89,9
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I Общие вопросы декоративного садоводства

 
1.1
Введение. Цель, назначение и задачи декоративного сада. Многообразие декоративных растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
стр. 5
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
1.2
Организация территории и уход за

садом.

Принципы подбора растений для

декоративного сада.

Выбор места под сад и планировка

участка.

Виды садовых земель. Система

обработки почвы и удобрения под

многолетние насаждения. Система

обработки почвы и удобрения под

одно- и двухлетние насаждения /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.3
Общие вопросы декоративного садоводства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.4
Общие вопросы декоративного

садоводства. Графическое задание по теме:

Тенистый участок сада /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.5
Газоноведение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

10
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.6
Древесно-кустарниковые насаждения

сада. Графическое задание по теме:

Создание декоративных древесных

групп (группа одностороннего обзора,

кругового обзора,

хвойный миксбордер,

непрерывно цветущий миксбордер,

композиция из вьющихся видов) /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

8
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.7
/КЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

0,1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
1.8
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

75,9
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
4
 
 
Раздел 2. Модуль II Специализированные участки сада

 
стр. 6
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
2.1
Рододендровые сады, верески и

эрики. Гортензии. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.2
Специализированные участки сада

Графические задание по теме:

Коллекционный участок сада.

Розарий /Сирингарий

/Рододендроновый сад /Вересковый

сад (организация территории и

сортимент) /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.3
Сирень /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.4
Розы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.5
Водоемы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.6
Водная и прибрежная

растительность.

Графическое задание по теме:

Декоративное оформление водоема /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.7
Новые типы декоративных садов. Сады

на крыше. Графическое задание по теме: Схема

сада в регулярном стиле/ Схема сада

в пейзажном стиле/ Схема

авангардного сада /ЛПЗ/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

4
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.8
/КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

0,2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
2.9
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.2 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

14
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Агафонов, Н. В., Мамонов, Е. В., под ред. Н. В. Агафонова

Декоративное садоводство: учебник
М.: КолосС, 2003
 
Л1.2
Коренькова, Е. А.

Декоративное садоводство: учеб.-метод. пособие
Орел: Картуш, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иванова И.В.

Декоративное садоводство
М.: ЭКСМО-Пресс: Лик пресс, 2001
 
Л2.2
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А.

Декоративное садоводство для любителей и профессионалов. Травянистые растения
М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
 
Л2.3
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А.

Декоративное садоводство для любителей и профессионалов. Деревья и кустарники
М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Прилепская, Н. А., Коренькова, Е. А.

Декоративное садоводство: метод. рекомендации
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010
 
Л3.2

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л3.3

САДОВОДСТВО И ВИНОГРАДАРСТВО: периодическое издание
, 2021
 
Л3.4
Кундик, Т. М.

Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 35.02.05 агрономия «декоративное садоводство и ландшафтный дизайн»
Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Самощенков, Е. Г.  Основы садоводства : учебник для вузов / Е. Г. Самощенков. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19534-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569169 
 
Э2
Коренькова, Е. А. Декоративное садоводство. Орел Картуш 2016
 
Э3
Васильева, В. А.  Ландшафтный дизайн малого сада : учебник для вузов / В. А. Васильева, А. И. Головня, Н. Н. Лазарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 175 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17984-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563672 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
 
стр. 8
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно

ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной

литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных

заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

 
стр. 9
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
• ЛПЗ;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим и

лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов,

докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием

активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности

темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания

обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу.

Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция

должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения

дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения

или конкретными примерами.

Целями проведения практических и лабораторных занятий являются:

 установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения

положений теории;

 развитие логического мышления;

 умение выбирать оптимальный метод решения;

 приобретение навыков анализа полученных результатов;

 контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое и лабораторное занятие начинается с повторения

теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать

цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен

приобрести в течение занятия. На практических и лабораторных занятиях могут проводиться

предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и

др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе

способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры

будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе

проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические

знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное

изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к

экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем

список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра,

определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы

контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации

обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как

правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо

требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и

методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для

самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно

ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий

теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только

имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к

монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к

материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить

изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны,

обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму

полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на

современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений,

событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, докладов; подготовку к устным

опросам) призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и

дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить

пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые

могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе

проведения текущего контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых

сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное

познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить

успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении

дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг

 
стр. 10
УП: 35.03.10_25_ЛА.plx
 
вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных

индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и

фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины

осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке

к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета, экзамена (промежуточная аттестация)

при успешном выполнении всех видов учебных занятий

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.