2025-2026_35_04_09_25_Ла_plx_Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.04.09_25_Ла.plx

35.04.09 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Коренькова Е.А.
 
Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)
 
35.04.09 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2025 протокол № 8.
 
Протокол от 18.02.2025 г. № 4

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Ознакомление с основными понятиями урбоэкологии и овладение навыками ведения урбомониторинга - мониторинга состояния городской среды и состояния зеленых насаждений города, как обязательной части управления системой озеленения города и условием обеспечения сохранения и развития его зеленого фонда.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ознакомительная практика
2.1.2
Прогнозирование устойчивости проектируемых пространств
2.1.3
Экологическое проектирование в урбанизированной среде
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.2
Творческая практика
2.2.3
Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств
2.2.4
Инвентаризация и мониторинг состояния древесных насаждений
2.2.5
Рациональное использование ландшафтов
2.2.6
Экология древесных растений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Знает: - этапы жизненного цикла проекта; - этапы разработки и реализации проекта; - методы разработки и управления проектами
 
 
 
 
 
УК-2.2: Умеет: - разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ; - объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта; - управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, в том числе в нестандартных ситуациях
 
 
 
 
 
УК-2.3: Владеет: - методиками разработки и управления проектом; - методами оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта, в том числе его экологической и социальной значимости
 
 
 
 
 
 
ПК-2: Способен выполнить теоретическое обоснование проектирования разных типов объектов благоустройства
 
ПК-2.1: знает средства и методы сбора данных, необходимых для разработки ландшафтно- архитектурного концептуального проекта
 
 
 
 
 
ПК-2.2: умеет провести сводный анализ исходных данных, данных задания на проектирование и результатов исследований и изысканий
 
 
 
 
 
ПК-2.3: владеет навыками научного обоснования концепции ландшафтно- архитектурного проекта с уч?том природных, культурно-исторических, градостроительных, архитектурно- художественных условий и предпосылок
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторно-практические занятия
14
14
14
14
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,1
0,1
0,1
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,1
28,1
28,1
28,1
Сам. работа
79,9
79,9
79,9
79,9
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 2
в том числе:
аудиторные занятия
28
самостоятельная работа
79,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I. Урбоэкосистемы. Общая характеристика

 
1.1
Городские и природные компоненты урбоэкосистем. Экологические проблемы городов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
1.2
Городские и природные компоненты урбоэкосистем. /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
1.3
Обоснование и система расчетов нормативов. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
стр. 5
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
1.4
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

40
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
 
Раздел 2. Модуль II.  Мониторинг состояния окружающей среды

 
2.1
Мониторинг городских почв. Показатели экологического состояния городских почв /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.2
Методы экологической оценки состояния почв /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.3
Мониторинг состояния городских зеленых насаждений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.4
Методы оценки состояния древесной растительности /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.5
Управление качеством городской среды /ЛПЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.6
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

39,9
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
2.7
/КЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2Л3.1

Э1

0,1
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коренькова, Е. А.

Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды: учеб.-метод. пособие
Орел: Картуш, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кругляк, В. В., Карташова, Н. П.

Урбоэкология и мониторинг среды [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2010
 
Л2.2

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
стр. 6
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Литвенкова, И. А.

Экология городской среды: Урбоэкология [Электронный ресурс]: курс лекций
Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2005
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коренькова, Е. А.

Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды [Электронный ресурс]: Учеб.-метод. пособие
Орел: , 
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Коренькова, Е. А. Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды : учебное пособие для вузов / Е. А. Коренькова, Н. А. Ширяева, А. И. Ковешников. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 244 с. — ISBN 978-5-507-49702-7.
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.4
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

1. лекции;

2.ЛПЗ;

3. самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим и лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

4. консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения ЛПЗ являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое ЛПЗ начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме, выполняют индивидуальные задания по НИР. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в 

 
стр. 8
УП: 35.04.09_25_Ла.plx
 
информационно-образовательной среде вуза.

Текущий контроль и аттестация

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.